ThumbnailПорождение образа Годзиллы

Годзилла, большие роботы, огромные пришельцы атакующие город, откуда японцы это берут? Почему последние лет 50 мы можем наблюдать эту картину в японской визуальной составляющей искусств, изобразительного и кинематографического, которая изображает огромную разрушительную силу в-над городской черты.

Общечеловеческое наследие

Концепция летающего, огнедышащего змея, могла появиться под влиянием впечатлений от падения метеорита, который внезапно гремит, дышит пламенем и оставляет длинный искривленный под действием атмосферных потоков «хвост». И во многих культурах есть этот древний образ, так как падение метеорита, проблески метеоров, болидов и подобные астрономические явления, сопровождаемые огнем, дымом и громом, могли наблюдать многие люди по всему миру регулярно на протяжении развития человечества, и эта гипотеза кажется мне наиболее логичной при объяснении появления историй про змеев-горынычей, драконов, пернатых змеев и прочих летающих рептилий.

Небесные змеи

К этой гипотезе в копилку можно положить и такое извилистое в визуальном плане явление, как молния. Молния тоже извилиста, порождает огонь, грохот и дым.

Каковы же японские историко-географические предпосылки создания облика Годзиллы?

1) Островное государство в зоне сейсмической активности

Островная культура, прибрежная культура, её носители — рыбаки, моряки, люди проживающие на берегах морей и занимающиеся морским промыслом передают испокон веков рассказы о высоких волнах-убийцах, обладающих огромной разрушительной силой и большими размерами. У японцев же, живущих на островах в зоне повышенной сейсмической активности, есть даже специальный термин — цунами. Это волны, накатывающие на побережье, уничтожающие прибрежную инфраструктуру и корабли. Японцы наблюдали их на протяжение столетий, олицетворяли и демонизировали. Яркий пример этого энергичного явления мы могли наблюдать во время землетрясения в Японии 11 марта 2011 года.

Еще, кстати, есть целая история о «Божественном Ветре» (Камикадзе), который поднял огромные волны и разрушил эскадру кораблей захватчиков и уберег берега Японию от вторжения интервентов. И вообще, морская культура полна своих суеверий и мифов.

2) Горные реки

В принципе, еще в искусстве Древнего Китая, образ большого живущего в океане змеевидного дракона, мог формироваться в виде художественного описания рек, впадающих в океан, которые наблюдатель мог видеть с гор. То есть река — это такая длинная огромная змея, которая все время ползет в море.

Горная река, как змея

Но вот чтобы она выползала обратно, ходила на двух ногах и дышала пламенем налево-направо... Тем не менее, мировая история полна историй о внезапных разливах горных рек, сметающих поселения селевыми потоками.

3) Гористая местность с вулканической активностью

Гора Фудзияма, одним своим видом внушает величественные образы непреодолимой силы! Лучше Хокусая нам об этом расскажет его небезызвестная глубокая картина о высоком и низком (да и вообще — целая серия картин о горе Фудзи).

Большая волна в Канагаве

Извержение вулканов лавой и разрушительные землетрясения также могли рисовать древним японцам яркие образы обожествленных стихий.

Кстати, также, образ великана, мог формироваться и под впечатлением от вида скальных останцев, тут и фантазия современных людей, побывавших в скалистых горах, рисует сюжеты о застывших гигантах, не будем на этом задерживаться, вы и так все понимаете...

Каменные великаны

Американское «культурное» влияние

Как видим, исторически, японцы были знакомы с большим количеством предпосылок и имели культурные предпосылки к созданию Годзиллы. Однако, современный японские культурные творения творят творцы современные — современники нас и их предшественники.

1) Кинг-конг

Не открою вам Америки, сказав, что образ гротескной обезьяны, бушующей в городе распространился по всему миру через кинотеатры и книги. Не обошел он и японцев.

Кинг-Конг и город

Этот образ мог сильно запечатлеться в умах японских людей, небольшая часть из которых также потом стала авторами местных книг, комиксов, фильмов.

2) Взрывы атомных бомб

Наконец, мы поговорим о самом главном! Главном явлении, которое оставило неизгладимый след в культурном наследном коде японцев.

В середине сороковых годов прошлого столетия, когда заканчивалась вторая мировая война, американские солдаты ступили на японский берег, после значимого события не только в военно-политическом, но и в культурном плане. Война это не только обмен пулями и штыками. Это еще и культурный обмен. Американцы привезли в Японию пин-ап, комиксы, «Дисней», все то, что способствовало развитию аниме и манги, например, но речь не об этом. Как вы уже догадались, речь идет о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Атомная бомбардировка Японии

Огромный ядерный гриб, как некое существо возвышающееся над разрушенным, объятым пламенем городом, обронил длинную тень, постилающуюся сквозь туман десятилетий послевоенной культурной истории Японии.

AlexBas

11 октября 2020 21:50

Понравилась статья? Да 3 / Нет 0

Комментарии, отзывы, мнения



Выбрать файл