Как японцы придумали Годзиллу

Годзилла, большие роботы, огромные пришельцы атакующие город, откуда японцы это берут? Почему последние лет 50 мы можем наблюдать эту картину в японской визуальной составляющей искусств, изобразительного и кинематографического, которая изображает огромную разрушительную силу в-над городской черты.

очки
Как японцы придумали Годзиллу

Общечеловеческое наследие

Концепция летающего, огнедышащего змея, могла появиться под влиянием впечатлений от падения метеорита, который внезапно гремит, дышит пламенем и оставляет длинный искривленный под действием атмосферных потоков «хвост». И во многих культурах есть этот древний образ, так как падение метеорита, проблески метеоров, болидов и подобные астрономические явления, сопровождаемые огнем, дымом и громом, могли наблюдать многие люди по всему миру регулярно на протяжении развития человечества, и эта гипотеза кажется мне наиболее логичной при объяснении появления историй про змеев-горынычей, драконов, пернатых змеев и прочих летающих рептилий.

Небесные змеи

К этой гипотезе в копилку можно положить и такое извилистое в визуальном плане явление, как молния. Молния тоже извилиста, порождает огонь, грохот и дым.

Каковы же японские историко-географические предпосылки создания облика Годзиллы?

1) Островное государство в зоне сейсмической активности

Островная культура, прибрежная культура, её носители — рыбаки, моряки, люди проживающие на берегах морей и занимающиеся морским промыслом передают испокон веков рассказы о высоких волнах-убийцах, обладающих огромной разрушительной силой и большими размерами. У японцев же, живущих на островах в зоне повышенной сейсмической активности, есть даже специальный термин — цунами. Это волны, накатывающие на побережье, уничтожающие прибрежную инфраструктуру и корабли. Японцы наблюдали их на протяжение столетий, олицетворяли и демонизировали. Яркий пример этого энергичного явления мы могли наблюдать во время землетрясения в Японии 11 марта 2011 года.

цунами в Японии

Еще, кстати, есть целая история о «Божественном Ветре» (Камикадзе), который поднял огромные волны и разрушил эскадру кораблей захватчиков и уберег берега Японию от вторжения интервентов. И вообще, морская культура полна своих суеверий и мифов.

2) Горные реки

В принципе, еще в искусстве Древнего Китая, образ большого живущего в океане змеевидного дракона, мог формироваться в виде художественного описания рек, впадающих в океан, которые наблюдатель мог видеть с гор. То есть река — это такая длинная огромная змея, которая все время ползет в море.

Горная река, как змея

Но вот чтобы она выползала обратно, ходила на двух ногах и дышала пламенем налево-направо... Тем не менее, мировая история полна историй о внезапных разливах горных рек, сметающих поселения селевыми потоками.

3) Гористая местность с вулканической активностью

Гора Фудзияма, одним своим видом внушает величественные образы непреодолимой силы! Лучше Хокусая нам об этом расскажет его небезызвестная глубокая картина о высоком и низком (да и вообще — целая серия картин о горе Фудзи).

Большая волна в Канагаве

Извержение вулканов лавой и разрушительные землетрясения также могли рисовать древним японцам яркие образы обожествленных стихий.

Кстати, также, образ великана, мог формироваться и под впечатлением от вида скальных останцев, тут и фантазия современных людей, побывавших в скалистых горах, рисует сюжеты о застывших гигантах, не будем на этом задерживаться, вы и так все понимаете...

Каменные великаны

Американское «культурное» влияние

Как видим, исторически, японцы были знакомы с большим количеством предпосылок и имели культурные предпосылки к созданию Годзиллы. Однако, современный японские культурные творения творят творцы современные — современники нас и их предшественники.

1) Кинг-конг

Не открою вам Америки, сказав, что образ гротескной обезьяны, бушующей в городе распространился по всему миру через кинотеатры и книги. Не обошел он и японцев.

Кинг-Конг и город

Этот образ мог сильно запечатлеться в умах японских людей, небольшая часть из которых также потом стала авторами местных книг, комиксов, фильмов.

2) Взрывы атомных бомб

Наконец, мы поговорим о самом главном! Главном явлении, которое оставило неизгладимый след в культурном наследном коде японцев.

В середине сороковых годов прошлого столетия, когда заканчивалась вторая мировая война, американские солдаты ступили на японский берег, после значимого события не только в военно-политическом, но и в культурном плане. Война это не только обмен пулями и штыками. Это еще и культурный обмен. Американцы привезли в Японию пин-ап, комиксы, «Дисней», все то, что способствовало развитию аниме и манги, например, но речь не об этом. Как вы уже догадались, речь идет о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Атомная бомбардировка Японии

Огромный ядерный гриб, как некое существо возвышающееся над разрушенным, объятым пламенем городом, обронил длинную тень, постилающуюся сквозь туман десятилетий послевоенной культурной истории Японии.

черно-белый Годзилла

51.01%

Сообщение, комментарии, отзывы (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>


© an article