О субкультуре «металл»

В последнее время среди некоторых молодых команд, пытающихся эксплуатировать стили классического металла, звучат призывы к возрождению русской тяжелой музыки. Со стороны эти потуги выглядят несколько грустно, так как расцвет подобной музыки давно прошел — пик остался где-то в 80-ых — 90-ых годах прошлого века.

очки
русский металл

В последнее время среди некоторых молодых команд, пытающихся эксплуатировать стили классического металла, звучат призывы к возрождению русской тяжелой музыки. Со стороны эти потуги выглядят несколько грустно, так как расцвет подобной музыки давно прошел — пик остался где-то в 80-ых — 90-ых годах прошлого века. Кое-как держатся на плаву наши мэтры, появившиеся как раз в тот период — «Кипелов», «Ария», «Мастер», «Черный кофе». Именно они, как ни странно, до сих пор остаются столпами тяжелой российской музыки. Но, и они всё больше и больше сдают свои позиции. Причем, не под наплывом молодых конкурентов, что было бы логичным предположить, а из-за потери интереса к heavy-, power- и другим веткам классического металла. Изжившие себя, не дождавшиеся достойной смены, «старики» постепенно сходят со сцены — они уже не способны собирать большие залы и выживают исключительно за счет сборных фестивалей и клубных концертов.

Происходит это потому, что наши легендарные группы не в состоянии взглянуть по-новому и адаптироваться к современным требованиям молодежных рок-тусовок. В коллективы либо нет прилива «свежей крови», так как одни и те же музыканты кочуют из группы в группу, таская за собой свой багаж из использованных идей, либо новичкам просто не дают проявить себя, давя высотой своего авторитета. Такие новички, набравшись опыта и переняв мастерство исполнения, как правило, покидают сии уважаемые коллективы и создают свое, уже на базе приобретенных навыков и собственного взгляда на музыку. А старички стоят на месте. Они вместе с молодыми последователями продолжают гнуть свою линию, строя баррикады и пытаясь устоять под напором новых направлений. Но это выглядит, как последний рубеж обреченных на поражение. Современная музыка требует гибкости. Новые направления, основанные на смешениях стилей, более агрессивны и жизнеспособны, соответствуют тому, что происходит в молодежной субкультуре и обществе. Как известно, новое либо поглощает старое, либо его убивает. Третьего не дано. Как пример — переквалификация рок-клубов из направленных исключительно на определенные тяжелые стили, в широкоформатные заведения, приглашающие помимо рок-музыкантов представителей модных и актуальных стилей. Те же, кто остался в прежнем формате с незавидной регулярностью закрываются.

Однако, если наших мэтров ещё можно понять — они доживут свой век за счет авторитета и былых заслуг, им больше и не нужно, то подобная линия среди молодых коллективов не выдерживает никакой критики. Нишу «Арии», «Мастера» и других старых команд им не занять. На это есть несколько причин. Во-первых, это всё вторично и не несет в себе ничего нового. Во-вторых, имеется так называемый «второй эшелон», из менее известных команд, а также «арийской семейки», состоящей из групп, созданных бывшими музыкантами той же «Арии», «Мастера», «Кипелова» — именно их слушает и будет слушать немногочисленная тусовка из оставшихся поклонников heavy-металла. В-третьих, по уровню исполнительского мастерства и материалу новые таланты, мягко говоря, сильно уступают. Да и зачем пытаться делать то, что умирает? Чем так привлекательны стандарты и многократно эксплуатируемые ходы? Почему именно подражание? При том, что у многих есть и стремление, и потенциал.

Чтобы не быть обвиненными в голословности, можно привести несколько примеров. Начнем с команд, получивших определенную известность.

Харизма

«Харизма» — это совместный проект Леонида Фомина, известного по своей работе в легендарном «Мастере», и Александра Елина, сочинявшего текстовые нетленки для первых двух альбомов «Арии». Стиль своей музыки участники группы определяют как power-metal в лучших традициях европейской тяжелой сцены. На выходе же получается очень стандартный heavy-, и power- metal в старых традициях российской тяжелой сцены, что уже никак не добавишь в плюс.

Но, стоит отдать должное достойным мужам российской металл-сцены — группа выгодно отличается от большинства «легендарных» команд нового поколения мастерством и качеством исполнения и работой со звуком. Оно и понятно — большинство участников группы «Харизма» ранее играли в известных командах: «Мастер», «Легион», «Эпидемия», «Archontes». Как говорится, Мастерство не пропьешь!

Артерия

Группа «Артерия» была создана в 2003 году Сергеем Терентьевым, ушедшим из группы «Кипелов». Причина его ухода, по словам самого Тереньтева, заключалась в том, что Кипелов «погряз в нафталине» и стал не способен воспринимать новые идеи.

Однако смысл подобного шага для слушателей остался непонятен — творчество «Артерии» ничем не отличается от творчества «Арии» и «Кипелова».

Arida Vortex

«Arida Vortex» — безусловно, одна из достойных внимания power-металл групп. Известной группа стала с момента выхода их дебютного альбома «Evil Sorcery» 2003-го года. Альбом получился настолько удачным, что группа очень быстро стала известной всей тяжёлой тусовке и получила своего слушателя. И было за что — яркие запоминающиеся ритмы и мелодии, отличный сильный вокал…

Только вот разродившись вторым альбомом «Flames Of Sunset» в 2006-м, группа куда-то запропастилась, изредка выступая по клубам со старой программой на различных сборных мероприятиях. Это привело к тому, что часть поклонников была потеряна, и в группу мало кто верит. Третий альбом, по слухам, уже на последней стадии готовности, однако эти слухи ходят уже года два. Поживем — увидим.

Арктида

«Арктида» — обычный стандартный павер-метал, с достаточно пафосными текстами в легендарно-героической тематике. Группа выступает часто, и фан-клуб у них весьма и весьма активный, но вот обывателю со стороны может не прийтись по вкусу несколько специфичный эстрадный вокал и песни для девочек-подростков.

Хотя главный хит группы, безусловно, выделяется на фоне всего остального творчества — песня про «Море водки» (и «мартини водопады») — пользуется небывалой популярностью у особой и весьма многочисленной прослойки нашего молодого поколения. Именно им в первую очередь прослушивание такого шедевра доставляет не иллюзорное удовольствие. У слушателя же, не входящего в число фанатов группы, при прослушивании создается стойкое ощущение того, что где-то это всё мы уже слышали, и даже не где-то, а у «Эпидемии» и «Катарсиса».

Андем

«Андем» — команда, созданная неплохими музыкантами и выдающая качественный материал. Образовавшись в 2006 году, группа достигла некоторого успеха. Уже в 2008 году, после выхода в свет своего дебютного альбома, группа «Андем» была признана «открытием года на российской сцене» по результатам читательского опроса журнала «Dark City». Мелодичный power с женским вокалом быстро нашел своих поклонников.

Группа, несомненно, имеет свой стиль и лицо, не боится экспериментировать и постоянно находится в движении, преподнося и новый материал, и новые обработки старых песен. У группы, помимо запоминающихся ярких песен, есть и проходные номера. Хотя, с кем не бывает? Однако, не смотря на успех и движение вперед, команда «Андем» никак не в силах избавиться от обвинений в схожести с «Nightwish». Возможно, им стоит больше экспериментировать и разбавлять классический power элементами других стилей.

Morgan

Если представленные выше команды известны в музыкальных и околомузыкальных кругах, то группа «Morgan» является новым представителем последователей классического метала. Что можно сказать о них? «Manowar» и незыблемая «Ария» — это, конечно, хорошо. Это молодость. Но ничто не вечно под луной, «Manowar» выпускает альбомы все реже и реже, и молодое поколение ищет новых кумиров. Но ребята из этой группы лепят свой образ по лекалу кумиров детства. Группа «Morgan» появилась совсем недавно, но параллели были проведены тут же. Похвально, что музыканты весьма нежного возраста уже вовсю «куют металл» и поют на всякие боевые темы, но закос под «богов металла» уж очень очевиден. Вторичность и «повторение пройденного» проглядывается даже в девизе группы — «Там, где воля, там мы!». Но, здесь можно вполне сделать скидку на то, что музыканты «Morgan» совсем молоды. Они горят стремлением к успеху. Возраст и энтузиазм позволяют надеяться, что как только ребята прекратят «играть в музыку», а начнут её создавать, они смогут реализоваться и продемонстрировать что-то интересное, создать своё лицо.

 

Но если вернуться к причинам упадка российской тяжелой сцены и посмотреть на проблему с другой стороны? Узколобость публики и пресловутый менталитет, на которые так любят пенять наши молодые таланты — изумительный довод! По их мнению, наша публика настолько консервативна и аморфна, что ей абсолютно неинтересно ничто новое. Однако, эти утверждения опровергает тот факт, что публика с удовольствием принимает новые стили и эксперименты. Да и зачем слушать новую «Арию», если одна уже есть. Команды, которые пошли своим путем, доказали, что публику можно заинтересовать. Надо постараться завоевать слушателя, для чего используются разные способы.

Каллисто

Попытки экспериментов со стилистикой и подходом к созданию композиций и аранжировок пыталась делать группа «Каллисто». Засветившись в металлической тусовке в 2007 году с дебютным альбомом, уже в 2008-ом они представили на суд своих зрителей песню «Всё одно», которую металлом назвать вряд ли кто-нибудь решился. К сожалению, разногласия, связанные с вопросами «что играть?» и «как играть?», а также постоянная смена состава, сыграли свою негативную роль. Новый материал появлялся очень медленно, да и стиль, в направлении которого двигается группа, так и не стал понятен. Музыканты то обращались к старым традициям, в которых был выдержан первый альбом, то уходили в альтернативные дебри, пытаясь мешать стили, то их композиции местами напоминали о русском роке. Пытались менять и вокалиста. Это привело к тому, что группа сдала все свои завоеванные позиции и только в 2010 году снова появилась в списках активных команд, разбавив старую программу новыми песнями и сделав интересный акустический проект.

Однако, основная часть поклонников группы не верит, что «Каллисто» действительно переболела и всё ещё имеет потенциал. Выпуск второго альбома, где группа должна была хоть как-то обозначить свой курс, всё же состоялся. Но, увы, ничего нового музыканты группы так и не показали.

Белый шаман

Более удачным оказался путь группы «Белый шаман». «Шаманы» пошли путем некоего эпатажа и противовеса общим стандартам тяжелой музыки. «Что это??» — схватится за голову рядовой металхэд, услышав прямолинейный треш, бьющий по ушам бетонной поступью и сопровождаемый низким голосом отца-основателя группы Михаила Татаринцева. Впрочем, сами музыканты называют свою музыку «бетоном» в противовес традиционному «металлу». Темы для песен или бытовые, или аллегоричные, пронизанные своей философией. Они не оставляют равнодушными. На одном крупном фестивале во время исполнения песни про Бивиса и Баттхеда ансамбль неожиданно начал рубить мелодию «арийского» хита «Воля и разум» с рефреном «Бивис и Баттхед!». Любители «Арии» готовы были линчевать «белых шаманов» прямо на сцене за такое оскорбление великого искусства! Кстати, фирменная фишка группы — именно стёб и нигилизм, а также постоянные эксперименты с имиджем. Этим берут, и этим запоминаются. Неоднозначная и неординарная группа. Да, они не придумали ничего из ряда вон выходящего, не открыли новый стиль. Но запоминаются всем, кто их хоть раз увидел на сцене. К сожалению, в плане плодотворности они ничем похвастаться не могут — выход второго альбома затянулся на несколько лет.

Эпидемия

Совсем другой пример «завоеваний» — широко известная группа «Эпидемия». Нет, они тоже не открывали своих Америк — в их музыке ощущается влияние «Blind Guardian», «Helloween», «Gamma Ray» и «Iron Maiden». Образовавшись в 1995 году, группа долго оставалась в тени. Их путь наверх начался со сменой вокалиста. Именно в Максиме Самосвате группа обрела своё лицо и свой узнаваемый голос. Эксплуатируя становящийся все более и более популярным стиль фэнтези и в своей лирике опираясь на творчество Толкиена, Муркока и других популярных писателей этого жанра, группа завоевала сердца огромной массы любителей волшебства, эпических саг, легенд и романтики. Умело сочетая мелодизм своих композиций с актуальными текстами, рассчитанными на определенную прослойку субкультуры, они выиграли свою битву за поклонников.

И, конечно же, невозможно не вспомнить «Эльфийскую рукопись», после выхода которой группа окончательно вышла в лидеры жанра. Основатель группы Мелисов, взяв за основу популярный книжный сериал, написал свой сюжет, пригласил к участию в проекте известных музыкантов (что только ещё более укрепило успех альбома) и записал фэнтезийную металл-оперу. После презентации альбома в ДС «Лужники» группа получает ещё большую популярность. Но останавливаться они не стали. Уже на следующий год «Эпидемия» перезаписывает старый материал с «до рукописных» альбомов в новых аранжировках и с более жесткими вокальными партиям. Перед этим музыканты провели опрос среди своих поклонников, которые выбрали самые достойные на их взгляд композиции. Альбом получил одобрение и старых, и новых поклонников группы. По сей день «Эпидемия» остается одной из немногих групп, которые держаться на достигнутом уровне и способны собирать большие залы. Главное, вовремя прислушаться к популярным веяниям в литературе! Нельзя обхватить необъятное, но можно сделать это по частям. Или просто забрать себе нехилый кусок. В плане слушателя – пласт поклонников жанра фэнтази

Вендетта

А что же остается тем, кто не успел стать первым? Группа «Вендетта» быстро смекнула, что на среднестатистическом слушателе-металлисте в наш век далеко не уедешь, и выдумала собственный стиль — «гламур-металл». Модные шмотки, прически, лоск и песни, которые в случае переаранжировки запросто сгодятся для группы «Блестящие» или выпускников «Фабрики звезд», а также навязчивая, как жвачка, реклама в социальных сетях, как выяснилось, тоже могут принести определенный успех.

Итог — посещаемость концертов выше среднестатистической для группы такого уровня известности. Да и, откровенно говоря, на такую публику, представленную на 90% нарядными ухоженными девочками, приятнее посмотреть, чем на фанаток средненькой power-группы, на 90% состоящих из молодежи пубертатного периода с металлизацией головного мозга и, как следствие, одевающихся в куртки-«косухи» и мешковидные штаны типа «милитари». А если ещё, как это сделал лидер «Вендетты» Лукашев, собрать вокруг себя несколько интересных коллективов, играющих в актуальных и смежных жанрах, и устраивать свои мероприятия, то можно и дальше публику привлекать, и деньги зарабатывать. Смекалка и определенная доля нахальства в жизни музыканта не помешают.

Mordor

Следующие герои нашего времени — загадочные «Mordor». Их хит «Гламур! Гламур!» оправдывает свое название — публика гламурна почти на все сто процентов! А всё дело в том, что «Mordor» — это группа известных музыкальных деятелей русского рока, которым надоело играть «картошки» — несложные музыкальные партии, и решивших показать народу «русский Раммштайн», не забыв сохранить при этом инкогнито под толстым слоем мрачного грима. Отсюда и ротации на «Нашем радио», и выступления на модных рок-фестивалях.

Очевидно, что главное отличие этого проекта от среднестатистических металлистов — наличие денег и связей. Сомневаюсь, что капиталовложения в «Mordor» окупились (да и вряд ли когда окупятся), но явление это на нашей тяжелой сцене будет поярче многих молодых «талантов».

Korsика

Группа «Коrsика», наигравшись в метал и не получив желаемой отдачи, пришла к выводу, что надо что-то делать. Точнее, если придерживаться исторической правды, то к этому выводу пришла группа «Цитадель ветров», которая в 2007 году решила сменить название и начать эксперименты с собственным творчеством, дабы найти свой ключик к сердцу слушателя. Так родилась на свет «Коrsика». Если первый альбом был сделан все-таки в металлических традициях, то в дальнейшем они окончательно вышли из этих рамок. Они не стали обращаться за аналогами к образцам западной музыки. Оставив за основу жесткость металла, намешав коктейль из различных жанров русского рока и добавив элементы альтернативы, «корсиканцы» создали нечто свое.

При желании, конечно, можно провести параллели и попытаться найти что-то похожее в плане музыки, но тематика и тексты, которые на протяжении всей истории группы пишет Юля Кей, всегда будут выделять «Коrsику» из общей массы. Результат не заставил себя ждать — группа участвует во всех крупных фестивалях, звучит в эфирах радиостанций, дает интервью и с успехом гастролирует по просторам нашей необъятной родины, не забывая и о странах-соседях.

Понятно, что heavy- , power- и прочие металлы уже неактуальны. Однако, у тех, кто хочет и стремиться добиться определенных высот, всегда есть шанс. Главное, найти своё лицо, свою фирменную фишку, а не копировать «мамонтов» и «динозавров» нашей металл-сцены. Как известно, судьба мамонтов и динозавров весьма плачевна. Они не выжили.

9.45%

Сообщение, комментарии, отзывы (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>


© an article