Как выбрать электрогитару для себя

Желание играть на гитаре появляется у людей по разным причинам. Кем-то движет желание прославится, кто-то находит в музыке способ самовыражения, кто-то хочет быть похожим на своих кумиров? прославленных музыкантов легендарных групп. Но чаще всего это комбинация из нескольких причин, которые побуждают взять в руки инструмент и идти учится, а потом бесконечно совершенствовать свое мастерство.

очки
как выбрать электрогитару

Умение играть на гитаре всегда ценилось и в просто обывательской жизни. Человек, играющий на гитаре всегда способен скрасить любой дружеский вечер, пикник на природе, поход, поездку на дачу и т.п. Бывает, что люди начинают учиться играть сначала просто для того, чтобы повысить свой статус и популярность в своем кругу. Как правило, этот мотив не приводит к появлению новых музыкальных гениев. Однако есть и исключения, особенно, если в окружении человека или среди его новых знакомых находятся личности, увлеченные рок-музыков и мечтающие сколотить свою команду. И тут выясняется, что им как раз не хватает гитариста…

Вот на этом этапе случается переход от простой акустики к электрогитаре. Прежде чем музыкант подберет «свой» инструмент, через его руки может пройти множество моделей. Как правило, гитаристы не ограничиваются одним инструментом, а покупают две, три, а то и четыре модели.

Итак, что представляет собой электрогитара?

Электрогитара (электрическая гитара) — это разновидность гитары, снабженная электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в электрические колебания. Сигнал со звукоснимателей может быть подвержен обработке, что позволяет произвести на свет различные звуковые эффекты, которые усиливаются через динамики.

Изготавливаются электрогитары в основном из дерева. Более экзотические материалы (металл или пластик) на самом деле применяется редко. Основными видами древесины, которые лучше всего подходят для изготовления этого инструмента: ольха, ясень, клен и махагон (или красное дерево). Для накладок на гриф используют палисандр и клен, реже — черное дерево.

Электрогитара в различных музыкальных жанрах

Наиболее широко распространены шестиструнные гитары, классический строй которых совпадает со строем акустической гитары. В настоящее время часто используют так называемый строй “dropped D”, в котором нижняя струна настраивается в ре (D), а также более низкие настройки (Drop C, Drop B). Эти виды гитарного строя используют гитаристы, играющие в металл-группах или альтернативных командах.

Для экстремально тяжелой музыки существуют восьмиструнные гитары, которые появились после того, как заказ на изготовление такой гитары поступил от популярной в свое время шведской команды «Meshuggah» фирме Ibanez. Инструмент вышел под маркой Ibanez 2228.

В такой сложный и многогранный музыкальный жанр, как джаз, гитара вошла в далеком 1937 году. Джазмен из Техаса Эдди Дарэм впервые исполнил гитарное соло на электрическом National. В блюз «электричество» внедрил Джордж Барнс, который в первый раз сыграл на электрогитаре в 1938 году на студии в компании с Большим Биллом Брунзи и Кертисом Джонсом. В следующем году электрогитары оказались в руках у знаменитых чикагских блюзменов Биг Билла Брунзи и Тампы Реда, а затем Мемфис Мини записала «электрическую» версию своей композиции “Me And My Cauffer”, которая принесла ей первый большой успех. Звездой среди гитаристов тех ранних для электрогитары годов был и Чарли Кристиан, который был широко известен в 1939–1942 годах. Историки и почитатели джаза и блюза утверждают, что именно он стал ключевой фигурой в истории развития современной электрогитары и оказал влияние на творчество многих настоящих мастеров (например, Хэнк Томпсон, Джимми Брайант и другие).

Рок-гитара стала основным инструментом для рок-музыки с самого начала её зарождения. Как только появилась первая рок-композиция, электрогитара навсегда вошла во все разновидности рока. Она звучала в ранних песнях Элвиса Пресли и Билла Хейли. Но по мнению многих экспертов основное влияние на развитие электрогитары и техники игры на ней оказали такие супергитаристы как Чак Берри и Бо Диддли. Кроме того, их эксперименты со звукоизвлечением, уникальные партии соло и новые приемы игры оказали огромнейшее влияние на историю всей рок-музыки.

В 60-е годы прошлого века гениальный гитарист Джимми Хендрикс продемонстрировал целый ряд открытий в плане разнообразия звуковых эффектов и извлечении новых звуков, чем кардинально изменил взгляды на то, как должна звучать электрическая гитара. В те годы появились первые педали фузз и дисторшн, которые поначалу использовали группы, принадлежащие к гаражному року. Чуть позже их ввели в свою музыку и очень популярные группы, такие как вечно соперничающие между собой The Beatles и The Rolling Stones. Ближе к семидесятым группа The Velvet Underground начинает свои эксперименты с применением гитарного фидбэка, а также более «грязного» звука, более агрессивно. Именно из последнего родился хард-рок — один из самых популярных жанров в рок-музыке, у которого до сих пор множество поклонников по всему миру.

В 80-ые годы на сцену вышел панк-рок и зародилась альтернатива. Тут же начались и поиски нового звучания для электрогитар. Революционную роль в развитии электрогитары как инструмента рок-музыки сыграли гитаристы Торстон Мур и Ли Ранальдо, играющие в команде Sonic Youth. Они использовали в создании своих музыкальных партий нетрадиционное звучание, экспериментируя с настройками и техникой игры и изобретая новые странно звучащие эффекты. Это стало следующим этапом в эволюции рок-музыки.

Из музыкального наследия Sonic Youth появился новый стиль — нойз-рок, в котором музыканты кардинально отошли от традиций и стандартов. В композициях коллективов, играющих в стилях нойз-рок и шугейзинг, использовались накладываемые одна на другую музыкальные партии, из чего в итоге получалось по-настоящему революционное звучание с шикарнейшими необычными эффектами. Брайан Ино назвал это «музыкой будущего».

С другой стороны полной противоположностью агрессивной рок-музыке развивался фолк-рок, в котором наоборот гитаристы использовали наиболее мягкое звучание электрогитар для достижения романтизма и максимальной мелодичности. При наложении партий создавался «симфонический» эффект, который впоследствии стали использовать многие металл-группы. Особенно широкое распространение такой принцип построения композиций получил в среде скандинавских команд и в Германии, например, таких как “Nightwish” или “Blind Guardian”.

Электрогитары в рок-музыке по-прежнему являются основными инструментами. В стилях heavy, power, death, thrash, progressive, doom, black и прочих главенствующая роль остается именно за электрогитарами. Более современные альтернативные стили рок-музыки, вовсю использующие электронику и компьютерные технологии, также не обходятся без этого инструмента, ставшего символом рок-музыки. В своих композициях музыканты подобных команд используют максимально агрессивное звучание «на грани», извлекая поистине демонические звуки из своих электрогитар.

Но не только джаз, блюз, рок, металл и альтернатива отдают должное широким возможностям электрогитар. Они используются даже в академической музыке. С 50-ых годов прошлого века композиторы начали экспериментировать, введя в свою музыку партии для электрогитары. Такие произведениями стали: Gruppen Карлхайнца Штокхаузена, String Trio Дональда Эрба, The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана. К более поздним музыкальным произведениям, в которых заметная роль тоже была отдана электрогитаре, относятся: Electric Counterpoint Стива Рейха и Симфония № 4 Лепо Сумеры с соло на электрогитаре в третьей части.

В период 80-ых и 90-ых годов появилось множество молодых и перспективных композиторов, которые писали произведения для электрогитары. Композиторы-экспериментаторы Гленн Бранка и Рис Четхэм написали несколько симфонических произведений для электрогитар, доводя количество требуемых для исполнения инструментов до ста штук.

Рождение электрогитары

Когда же и как впервые был создан этот инструмент, без которого невозможно представить звучание современной музыки? Изобретение первого магнитного звукоснимателя принадлежит Ллойду Лоэру. Именно этот инженер, работающий на компанию Gibson, в 1924 году сконструировал первый экземпляр.

На массовом рынке первые электрогитары появились в 1931 году. Выпуск первых моделей запустила компания Electro String Company, которую организовали Пол Барт, Джордж Бьюшам и Адольф Рикенбакер. Первые модели изготавливались из алюминия, поэтому народ быстро окрестил их «сковородками». Новые инструменты ждал успех, поэтому компания Gibson решила создать свою, ставшую теперь легендарной, модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (преобразовавшаяся затем в фирму Rickenbacker) появилась в продаже в 1932 году на территории США.

Применение гитар со звукоснимателями в джаз и блюз командах в тридцатых годах XX века привело к настоящей музыкальной революции. Изготовители гитар и музыканты поняли, что те искажения, которые они вначале принимали за брак, на самом деле могут привнести в музыкальную сферу огромное количество разнообразных тембров и эффектов.

Дискуссии о том, кто из музыкантов первым «изменил» классической акустике с с экстравагантной для того времени электрогитарой, продолжаются до сих пор. Большинство спорщиков склоняются к тому, что этим человеком был Лес Пол. По его утверждению экспериментировать с новым инструментом он начал ещё в 1920-ых годах. В архивах RCA Victor сохранилось, что 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал порядка десяти песен, в которых была использована электрическая стил-гитара. Четыре песни из записанных в тот день впоследствии вышли двумя пластинками. Поэтому эта дата была названа настоящим днем рождения электрического гитарного звука (по версии журнала Guitar Player).

Испанскую гитару впервые сделал электрической младший брат Билла Бойда, возглавлявшего группу Bill Boyds Cowboy Ramblers, Джим.

Гитарные бренды

Многие могут предположить, что наиболее популярными и раскупаемыми моделями являются те, которые выпускаются компаниями с длинной историей. Однако те же Fender и Gibson, которым принадлежат самые крутые модели электрогитар Fender Stratocaster и Gibson Les Paul, ставшие эталонами, показывают обратное. Fender на 44 года младше своего главного конкурента, но уровень продаж и популярности инструментов у этих фирм находится на одинаково высоком уровне. Как пример компании с длинной полуторавековой историей, можно привести Washburn, но кто из великих на них играет? Единицы. С другой стороны, образованная лишь в 1984 году E.S.P., выпускает инструменты, на которых играет множество звезд, например, музыканты знаменитой Металлики.

На данный момент во всем мире существует великое множество производств по изготовлению электрогитар. Любой желающий может выбрать для себя инструмент в нужном ценовом диапазоне. Среди современных электрогитар можно найти инструмент для решения любых музыкальных задач. Но, если обратить внимание на настоящих профессионалов, то можно заметить, что каждый из них отдает предпочтение какой-нибудь одной модели. Максимум двум. У многих знаменитых музыкантов имеется по пять-шесть электрогитар, однако различаются они в основной только цветом. Например, знаменитый гитарист и композитор Эрик Клептон, рассказывал о том, что сколько бы он не держал в своих руках различных моделей электрогитар, все равно неизменно возвращался к Fender Stratocaster. «Это как возвращаться к себе домой.» — говорит он. Давайте с компании Fender и начнем.

Fender

Fender Electric Instrument Company — крупнейшая американская компания по выпуску гитар и гитарного оборудования, которая внесла оргомнейший вклад в развитие электрогитары. Компания была основана Лео Фендером в 1946 году в Калифорнии (город Фуллертон).

Гитары lap steel, которые Лео продолжил выпускать после ухода из K&F, руководство которой не верило в успех производства электрогитар в послевоенное время, и усилители Fender вскоре получили признание среди профессионалов, а линейка продукции компании стала постепенно пополняться новыми моделями. Fender разрабатывала и производила музыкальные инструменты, а продажи осуществляла как отдельный бизнес с помощью эксклюзивного дистрибутора, которым в то время являлась компания RTEC, расположенная в Санта-Ане. Дональд Рэнделл, который был генеральным менеджеров дистрибутора, быстро наладил дилерскую сеть, начал с Калифорнии и постепенно распространив продукцию Fender в Техас и далее по другим штатам. Именно ему принадлежит основная заслуга в грамотной организации продаж и всемирной популярности электрогитар Fender.

В 1948 году Лео Фендер подключил к разработке гитар перспективного молодого инженера Джорджа Фуллертона, который создал для компании первую электрическую испанскую гитару Fender. Наряду с Дейлом Хайтом он стал главным помощником Лео и его ближайшим другом.

В конце сороковых годов XX века молодая тогда фирма Fender не могла себе позволить приобрести новое оборудование. Поэтому, Лео начал собирать идеи для воплощения в жизнь новой модели, которая могла бы выпускаться на имеющихся технологических мощностях. Это должна была быть электрогитара со сплошным корпусом и иметь съемный цельный гриф. Такой гриф не являлся совсем уж новым веянием. Он уже использовался при производстве инструментов другими компаниями, например, Rickenbacher. Однако Лео решил пойти дальше и совместить цельный съемный гриф с «испанской» гитарой, называемой так из-за классической формы. Он выбрал гриф, который крепился на винтах, что было продиктовано практическими соображениями. Кроме того, новая гитара должна была стать проще и дешевле в производстве.

Помимо вышеописанных требований, Лео Фендер хотел добиться сохранения в новой «испанской» гитаре оригинальное звучание стил-гитар. Для этого он пытался усовершенствовать свой звукосниматель, т.к. конструкция новой гитары предусматривала установку звукоснимателя с раздельными полюсами. Новый вид звукоснимателя должен был обеспечить лучший баланс струн. Лео и его команда начали эксперименты с раздельными магнитными сердечниками. В итоге Лео удалось сделать так, чтобы регулировка высоты датчика позволяла свободно менять баланс между тонкими и толстыми струнами.

Кроме всего прочего, Лео был уверен, что "правильная" электрогитара, соответствующая высоким запросам профессиональных музыкантов, должна иметь бридж со встроенной регулировкой высоты и мензуры.

Все это должно было дать куда более громкий звук, о чем давно уже просили музыканты производителей, т.к. прошлые образцы электрогитар не могли похвастаться таким качеством.

За 1949 год постепенно эти идеи были реализованы. Дизайн корпуса новой гитары разработал Джордж Фуллертон. Первый прототип с одним звукоснимателем явился зрителю в виде, который потом стал классической формой модели Fender Telecaster — простой, элегантный корпус с глубоким вырезом. Несмотря на то, что концепцию новой электрогитары удалось воплотить в жизнь, все же изготовление черновой модели выявило и ряд недостатков.

Главной отличительной чертой первого экземпляра новой «испанской» гитары от Fender стала голова грифа, выполненная как у стил-гитары. Первый прототип имел два ряда колков Kluson. Гриф был изготовлен из клена, имел 21 лад и широкий верхний порожек. Корпус же сделали из сосны, выкрашен в белый цвет и украшен черной накладкой, символизирующей крыло. Прототип новой модели был крупнее созданного в будущем оригинала, запущенного в производство. Гитара имела бриджевый блок с наклонным звукоснимателем, 3-секционным бриджем и установкой струн сквозь корпус. Гнездо шнура располагалось в торце корпуса, ручки тембра и громкости были сделаны на пластине из металла.

В конце 1949 года от головы грифа с двусторонним расположением колков решили все же отказаться. На замену пришла классическая для современных электрогитар форма с колками в один ряд.

Зимой 1950 года компания Fender занята доработкой новой гитары. В итоге гриф стал более тонким, появился переключатель тембра, а накладка поменяла свою форму.

При тестировании нового прототипа гитары случались курьезные случаи. Дейл поехал по штату Калифорния для того, чтобы попытаться заинтересовать профессионалов гитарой со сплошным корпусом. Он даже уговорил опробовать новый инструмент местных гитаристов, но инструмент не работал. Более того, не работали и второй, и третий инструменты. Оказалось, что дело в том, что привинченная пластина пережимает провода и закорачивает сигнал. Таким образом, с помощью музыкантов и экспертов Лео добился полной доработки своего инструмента.

Модель новой электрогитары была практически готова, но тут Лео решил, что необходимо установить два звукоснимателя. В итоге идея переключения на глубокий звук нашла воплощение как в варианте с одним, так и двумя датчиками. И Fender была уже готова предоставить рынку электрогитару с двумя звукоснимателями, но в апреле 1950 года RTEC выбрали для дистрибуции по стране модель с одним датчиком. Она получила название Fender Esquire.

Fender Esquire

Эта модель электрогитары во втором номере каталога Fender Fine Line Instruments, выпущенном RTEC в мае 1950 года. Чуть позже, в июле 1950 года Esquire был продемонстрирован на 49-й выставке NAMM, которая проходила в Чикаго. Первые «испанские» электрогитары Fender имели преимущественно цвет “blonde”. Первые Esquire имели две отличительные детали от своих «последовательниц»:

  • на голове грифа нет ритейнера для первой и второй струн,
  • у гитары вместо трехпозиционного переключателя тембра установлена «органная» кнопка.

Однако, электрогитара Fender Esquire с двумя датчиками, несмотря на то, что не состоялось официального анонса, начала производиться летом того же года. Более того, эта модель была сделана раньше, и только пойдя на поводу у своего дистрибутора Дона Рэндалла, Лео начал выпускать Esquire. А Рэнделл объяснял свое решение тем, что считал модель с одним звукоснимателем более привычной, что помогло бы профессиональным музыкантам и просто любителям быстрее привыкнуть к новой форме «испанской» электрогитары производства Fender. Сам же Лео Фендер придерживался прямо противоположного мнения на данный счет. Однако, вскоре спор двух гениев своего дела утих, т.к. появился другой вопрос, который возник после июльской выставки.

Fender Broadcaster

Надо заметить, что на той выставке 1950-го года никакого фурора новые «испанские» электрогитары Лео не вызвали. Наоборот, конкуренты вовсю соревновались в остроумии, придумывая новому инструменту подходящие клички. Но для представителей компании Fender это был прекрасный шанс понаблюдать за реакцией конкурентов и возможных дилеров.

Скоро обратил на себя внимание такой факт, что у нового фендера нет анкера на грифе. А между тем, это приспособление, разработанного инженерами Gibson, применялось на большинстве гитар. Рэнделл быстро смекнул, что такая прогрессивная деталь необходима новому инструменту от Fender. Однако Лео был убежден, что прочный массивный гриф способен справится с противостоянием натяжению гитарных струн и без помощи анкера. Поэтому вначале Фендер решительно отверг идею Рэнделла.

Споры между партнерами продолжались несколько недель. Однако продажи новых электрогитар не радовали и приносили слишком мало прибыли своим создателям. В итоге Лео Фендер передумал и решил анкер установить. Анкер было решено установить на гитару с двумя звукоснимателями, которая в конце 1950 года официально запустили в производство. Модель получила название Fender Broadcaster. Под слоганом «Новый стандарт электрогитар Fender» в специализированных журналах разместили рекламные вкладки с изображением новой электрогитары. Партнеры были убеждены, что имеют на руках совершенно новаторскую продукцию, поэтому производство сосредоточили на Broadcaster.

Новая модель производилась в большом количестве и стала первой серийной электрогитарой со сплошным корпусом. Broadcaster отличался от своего предшественника цельным кленовым грифом с регулируемым анкером, установленным сзади. Broadcaster из ясеня имеет небольшой канал между карманом для грифа и передним датчиком, чтобы осуществлять регулировку анкера. Круглый ритейнер укреплен Рядом с серебряным логотипом Fender укреплен круглый ритейнер, а седла бриджа были изготовлены из меди. Все винты имели прямой шлиц. Создатели Broadcaster уже готовились пожинать плоды успеха этой модели, как выяснилось, что от этого названия им придется отказаться.

Fender Telecaster

Дело в том, что нью-йоркская компания Fred Gretsch Mfg. Co. в то же время выпускала барабаны с похожим названием — Broadkaster. В феврале 1951 года представители этой фирмы написали в RTEC о том, что именно они являются владельцами этой торговой марки. В пятидесятых годах прошлого века Gretsch имели куда более солидный вес в индустрии производства музыкальных инструментов, нежели молодая фирма Fender. Дон Рэнделл не захотел создавать проблемы и портить отношения между компаниями и рисковать репутацией своей дистрибуторской сети и потребовал изменить название. Подумав и обратив внимание на все большую популяризацию телевидения в Соединенных Штатах, которое победным маршем шагало по стране, было решено сложить два наименования: телевидение и Broadkaster. Так появилась новая марка Fender Telecaster.

Однако, благодаря тому, что прояснение с названием потребовало некоторых временных затрат, а Лео Фендер никогда не был человеком, способным разбрасываться преимуществом, «испанские» электрогитары не стали снимать с производства, а просто обрезали наклейки. Поэтому некоторое время электрогитары выходили просто под маркой Fender. Впоследствии эти модели получили прозвище “No-Caster”.

В начале 1951 года года Fender и RTEC возродили производство Esquier с одним звукоснимателем, справедливо полагая, что этот ход поможет расширить ассортимент «испанских» электрогитар. С технической стороны дела обе модели отличались только количеством датчиков и соответствующей электроникой.

В 1951 году Esquier и Telecaster, усовершенствованные новой электроникой и новыми возможностями в плане звучания, были вновь представлены на всемирной выставке в Чикаго. Лео и Дон были убеждены, что у их детищ впереди большое будущее. Однако даже они не могли догадываться, что и более чем полвека спустя Telecaster будет также почитаться и являться одной из самых популярных моделей электрогитар во всем мире. В тот год ими был задана новая планка, которая вызвала революцию в производстве гитар.

C 1951 года Telecaster выпускался во множестве различных вариантов, которые иногда отличались не только простыми косметическими деталями или специфическими технологическими ограничениями. Некоторые имеют между собой из общего только имя и очертания корпуса. За более чем полвека существования Telecaster превратился из одной модели в несколько. Выпускались и именные модели Telecaster: James Burton Telecaster (модель подписана 22 ноября 1989 года), Albert Collins Telecaster, Danny Gatton Telecaster.

В конце 2005 года прославленный блюзмен Buddy Guy обратился в Fender Custom Shop с просьбой сделать лично для него новую гитару в единственном экземпляре. И снова это был Fender Telecaster. Работа по созданию была поручена Юрию Шишкову, который блестяще справился со сложной задачей, создав для Бадди уникальный инструмент. В основу была взята очень редкая модель ’72 Telecaster® Deluxe. Но, копировать полностью ту модель Юрий не стал. Конфигурацию электроники он взял у модели ’72 Telecaster® Thinline с ее более традиционным для Fender стилем: два хамбакера, две ручки регулировки и классический переключатель датчиков.

Joe Strummer Telecaster отличают винтажные датчики Alnico, трехседловый бридж, 3-позиционный переключатель. Для модели выполнили состаривание фурнитуры гитары под ржавчину. Гриф был выполнен с прослойками потертой древесины, за счет чего он очень удобно ложился в ладонь. До седьмого лада гриф практически плоский, что создает иллюзию, будто на гитаре все время играли только эти аккорды. В принципе звучание Strummer Tele ничем не отличается от обычного Telecaster с набором традиционной электроники. Однако этот инструмент является настоящим шедевром.

Fender Stratocaster

Fender Stratocaster появился на свет в начале 1950-ых годов. В создании этого ставшего легендарным инструмента участвовали Лео Фендер, Фредди Таварес и Билл Карсон. По словам Лео разработка новой электрогитары началась в 1951 году, чтобы его компания смогла конкурировать с Bigsby. Компании Fender необходима была гитара с тремоло-системой. До того, как Таварес начал работать на фирму, у них уже имелись наработки дизайна корпуса и грифа, а также новые датчики. Фредди пришел в Fender в 1953 году и сразу получил задание от нового шефа — ему нужно было сделать чертеж Stratocaster.

Сначала прототип первого Stratocaster не был моделью для серийного производства. Однако, чем больше Лео обсуждал детали и идеи для нового инструмента с коллегами и музыкантами, тем более склонялся к тому, чтобы все-таки сделать Stratocaster серийной моделью.

Однако слова Мистера Фендера о начале разработки новой модели вызывают сомнения. То, что происходило в Fender в начале 50-ыхгодах говорит о том, что Stratocaster завладел умами чуть позже. В 1951–1952 годах компания выпускает Precision Bass и стил-гитары Stringmaster. Разработка Stratocaster началась скорее в 1953 голду, что подтвреждает в своих интервью Фредди Таварес.

Длилась работа над новой электрогитарой меньше года, а могла бы закончиться ещё раньше. Все было в новом бридже тремоло-системы, на которую было потрачено более шести месяцев.

Весной 1954 года Fender Stratocaster был представлен музыкальному сообществу. Новая электрогитара была снабжена рядом революционных новинок, самыми радикальными из которых были система “Synchronized Tremolo” и эргономичный дизайн корпуса “Comfort Contour Body”.

Также имелись на новой модели регулируемый бридж с шестью независимыми седлами, три звукоснимателя с профилем сердечников, а также гнездо на верхней деке. Концепция нового инструмента отвечала основным принципам компании: максимальная практичность и простота. Как и у предыдущих моделей корпус Stratocaster был выполнен из ясеня, а гриф из клена. В модели использовались ассиметричная голова грифа и простой колковый механизм. Звукосниматели устанавливались на одну пластину, что облегчало процесс ремонта, т.к. любая деталь легко снималась и заменялась на исправный аналог.

Самым интересным и перспективным нововведением в Stratocaster была система Synchronized Tremolo. Дело в том, что в те дни нарастала популярность эффектов с вибрато. Актуальность нового устройства подтверждал и отдел продаж компании, представители которого уверяли, что это сильно повысит уровень продаж.

Основным недостатком тремоло систем тех времен было в том, что они не всегда возвращали строй. Поэтому Лео потратил полгода, чтобы придумать и реализовать устройство, которое избавит музыкантов от этой проблемы. И это ему удалось. Но выявилась новая напасть. Всё было хорошо, кроме отсутствия сустейна. Тогда Лео использовал принцип аптечных весов, в которых в качестве точки опоры используется острая кромка. Идея новой технологии заключалась в том, что струнам не надо было проходить над бриджем, а сам бридж имел опорную кромку.

Второй вариант оказался более успешным, и 30 августа 1954 года Лео Фендер подал заявку на патент для "Тремоло системы для струнного инструмента". Патент был выдан в начале апреля 1956 года.

Ещё одной исключительной новинкой был дизайн новой электрогитары "Comfort Contour Body". Он был разработан с учетом практичности и пожеланий музыкантов. Многие гитаристы жаловались на углы корпуса гитар предыдущих моделей, которые неприятно упирались им в ребра. На новой гитаре появилась выемка на тыльной стороне, что решило проблему дискомфорта. Таким образом, новый инструмент, после поиска баланса и придания окончательной формы корпусу, стала популярной не только из-за своей эргономичности, но и с точки зрения эстетики. Многие называют форму Stratocaster чуть ли не совершенством.

Для Stratocaster Лео Фендер придумал и новый бридж с 6 независимыми седлами, который позволял интонировать струны по отдельности. Ну и наконец, на новую электрогитару были установлены три звукоснимателя.

Ещё одним удобным нововведением стало гнездо, которое расположили спереди. Это позволяло на время поставить подключенную гитару к стулу или стене. И ещё одно новшество — в Stratocaster появился прошедший сквозь годы классический силуэт головы грифа Fender, которая в Telecaster была выполнена в более примитивном виде.

В качестве стандартной отделки в плане цветового решения новой гитары был выбран не светлый блонд, а глубокий санберстовый оттенок. На эту мысль натолкнул отдел продаж, который хотел выделить новую модель на фоне предыдущих. Наиболее простым решением этой задачи был эксклюзивный цвет. В качестве накладки использовался сначала материал с анодированной под золото накладкой, а потом белый пластик. Идея названия была заимствована из модной в ту пору космической темы и запоминающегося окончания "caster".

Полноценное производство Fender Stratocaster началось в начале 1954 года. Первая реклама вышла в апреле того же года. Отгрузки начались с середины мая. Несмотря на то, что новая тремоло-система была очень мощным маркетинговым средством, в 1954 году Stratocaster также продавался и без него. Вариант без вибрато значился в каталоге компании вплоть до 1984 года, несмотря, что его продажи были мизерными.

В первые пять лет Stratocaster изготовлялись исключительно с грифом из цельного куска клена по изобретенной Лео Фендером технологии.

Несмотря на то, что реклама Stratocaster была опубликована в апреле 1954, маркетинг Fender явно хотел проверить реакцию дилеров на выставке NAMM, перед тем как утверждать какой-то график производства. И конечно для отдела продаж было важно набрать как можно больше предварительных заказов. В октябре поступил заказ на 100 экземпляров новой электрогитары, тогда и состоялся запуск основного производства.

В конце 1956 года корпуса Fender Stratocaster стали изготавливать из ольхи. Ясень — более капризная древесина, и из-за увеличившегося спроса компания стала испытывать проблемы с объемами древесины одинаково хорошего качества. Ольха же более доступна и не так дорогостояща. К тому же ольха более однородна по рисунку, что сняло необходимость тщательно подбирать куски древесины.

В том же 1956 году Fender впервые предложила выбор расцветок под заказ. До этого эту услугу оказывали лишь узкому кругу музыкантов.

В конце 1957 года компания представила модель Stratocaster “Deluxe” расцветки “Blond” с 14-каратной позолотой фурнитуры.

Период 1959–1965 годов характеризуют как «До CBS, с палисандровой накладкой», потому что в 1959 году оригинальный цельный кленовый гриф Stratocaster ненадолго поменяли на более распространенный тогда гриф с отдельной палисандровой накладкой. Изменения, привнесенные в конструкцию грифа гитары, немного поменяли и сам характер звучания Stratocaster: были несколько утеряны фирменная яркость и прозрачность.

В 1964 году было решено изменить фирменный логотип компании. На смену привычному «макаронному» лого пришел переходный вариант в золотых тонах. Это было сделано для того, что подчеркнуть новый статус компании, которая из небольшой фирмы превратилась в огромную корпорацию.

5 января состоялась покупка компании Fender холдингом CBS. Решение продать свой бизнес объяснялось расширением фирмы и необходимостью больших финансовых влияний. Fender была продана за 13 млн. долларов.

Основными характеристиками Fender Stratocaster периода с 1965 года по 1971 год были: кленовый 21-ладовый гриф с палисандровой накладкой; большая голова грифа; хромированные колки Fender ; тремоло-система из двух частей с отдельным килем; 3-слойная накладка на корпус; упрощенная форма корпуса; нитроцеллюлозный, а затем полимерный лак.

В начале 1970 года в конструкцию Stratocaster был возвращен цельный кленовый гриф. Также в 1970 году были предложены модели, изготовленные под левую руку. В началу семидесятых Fender изменила технологию производства звукоснимателей. С точки зрения гитаристов, эти изменения ухудшили и внешний вид электрогитары, и её звук. Поэтому, в период CBS начался культ старых моделей Stratocaster. Второе дыхание Stratocaster от крыл не кто иной, как знаменитый Джимми Хендрикс, который стал поклонником этой марки. Джимми имел огромное влияние в музыкальной среде, поэтому его выбор в пользу Stratocaster вызвал новый интерес и поднял продажи. Не малую роль в поднятии репутации Fender сыграли Джордж Харрисон, Эрик Клептон и Ричи Блэкмор.

В 1971 году на Stratocaster появилась система регулировки угла наклона грифа. Её придумал Лео Фендер, который, излечившись от болезни, помогал компании в качестве консультанта. В период до 1981 года внедрились такие новшества: цельнолитой киль тремоло-системы, литые седла бриджа, черная накладка на корпус, 3 сингла с профилированными сердечниками, корпус с уменьшенной выточкой из ясеня.

Anniversari Stratocaster В честь 25-летнего юбилея популярной модели электрогитары в 1979 году была выпущена ограниченная серия Anniversari Stratocaster. Крепление грифа было выполнено на четырех винтах, в отличие от трех винтов стандартных моделей. Также отличительными особенностями стали замковые колки Sperzel и эксклюзивная расцветка «серебряный металлик».

The Strat

В 1980 году компания Fender показала на традиционной выставке NAMM "тюнингованную" модель Stratocaster, названную просто и со вкусом — The Strat. Эта модель была разработана Грегом Уилсоном при поддержке Дэна Армстронга. Они обновили стандартный Stratocaster, объединив классические характеристики электрогитары с современной электроникой. Как и у Anniversari Stratocaster обновленная модель имела гриф на четырех винтах. В The Strat вернулась уменьшенная версия головы грифа, также его оснастили более мощным звукоснимателем и медной фурнитурой. Отличали новую модель и новая схема коммутации, массивный бридж и киль тремоло.

В начале 1981 года CBS предложили Джону МакЛарену и Виллу Шультцу из Yamaha возглавить подразделение музыкальных инструментов. Первый анализ показал плачевные выводы: в отчетах шла речь об ухудшении качества в период CBS, повышении количества брака и жалоб от дилеров, что дало шанс конкурентам захватить часть клиентуры.

Gold Stratocaster

В июне был анонсирован Gold Stratocaster — новая модель электрогитары от Fender. Как и The Strat, Gold Stratocaster не имел большой головы грифа и системы Tilt. Эта коллекционная модель была изготовлена с помощью комбинации использованных в других моделях характеристик и технических решений.

Walnut Strat В том же 1981 году, также в июне, компания выпустила в свет ещё одну коллекционную модель — Walnut Strat. Эта электрогитара была выполнена целиком из черного американского ореха, с цельным грифом, черными крышками датчиков и накладкой. Это была одна из самыз красивых моделей в истории электрогитар.

Vintage Stratocaster

В начале 1980-ых годов при помощи Джона Пейджа компания начала работу над выпуском «римейков» самых лучших моделей эпохи Лео. Старые модели Stratocaster были тщательно изучены, т.к. основной задачей было восстановление их уникальных характеристик и качества. Результатом этой работы стал выпущенный в 1982 году Vintage Stratocaster, первые модели которого были презентованы на зимней выставке NAMM.

Серия Fender Vintage была запущена отнюдь не для того, чтобы в точности копировать гитары. Новые модели выпускались как их современный вариант. Поэтому придирки дотошных «ценителей» старых версий Stratocaster, касающиеся не соответствия по всем параметрам и деталям, просто игнорировались и не принимались в расчет.

Standart Stratocaster

В конце 1981 года Fender с успехом переделали стандартный Stratocaster и, к радости поклонников марки, избавились, наконец, от большой головы грифа и системы Micro Tilt. Также на усовершенствованной модели появился новый черный логотип Fender. Нововведениями стали регулируемый со стороны пятки гриф, профилированный корпус из ольхи, полиуретановый лак с грунтовкой.

Elite Stratocaster

В 1983 году вышла новая серия, получившая название Elite. Модель выходила в трех конфигурациях:

  • Elite Stratocaster с хромированной фурнитурой, палисандровой накладкой или цельным кленовым грифом, в шести стандартных и девяти эксклюзивных расцветках;
  • Gold Elite Stratocaster — такая же модель как и Elite Stratocaster, но с анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми колками;
  • Walnut Elite Stratocaster с корпусом и грифом и американского черного ореха, накладкой на гриф и черного дерева, анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми колками.

Корпус электрогитар серии Elite отличался отсутствием сзади ниши под пружины и маленьким отсеком с крышкой для батареи, питавшей активную электронику. После выпуска серии Elite из каталогов Fender исчезли The Strat, The Walnut Strat и Gold Stratocaster.

Standart Stratocaster II

Standart Stratocaster II вобрал в себя и классику, и наработки, использованные при создании Elite. В гитаре так и осталась маленькая голова грифа, но появились и усовершенствования: современное лого в серебряном цвете; удлиненные хромированные литые седла; тремоло-система Freeflyte; 3 сингла с закрытыми сердечниками; ольховый корпус без ниши под пружины. Новый стандарт Stratocaster имел и некоторые ощутимые недостатки: гнездо сверху и одну ручку регулировки тембра, а окраска была представлена только в четырех цветовых оттенках.

Фабрика в Фуллертоне была закрыта в 1985 году. В июне частная компания Fender Musical Instruments Corp. (FMI) перенесла свою штаб-квартиру в Бри и нашла новое место для своего производства, которым стал город Корона. В этот период FMI полагались только на продукцию Fender Japan.

Именные модели выпускались со многими знаменитостями, плодами сотрудничества с которыми стали эксклюзивные модели Clapton Stratocaster, Malmsteen Stratocaster (вариация на тему ольховых Stratocaster 1956 года), Cray Stratocaster, Ritchie Blackmore Stratocaster, Eric Johnson Stratocaster и другие.

Выбор инструмента, прежде всего, зависит от тех требований, которые Вы к нему предъявляете, а также уровня мастерства и поставленных на будущее целей и задач. Современный рынок электрогитар предлагает такой широчайший выбор, что несложно растеряться.

Gibson

Американская компания по производству музыкальных инструментов Gibson наряду с Fender является одним из самых популярных и успешных брендов.

Основателем знаменитой компании Gibson был Орвил Гибсон, родившийся в 1856 году в городе Каламазу, штат Мичиган. Сначала Орвил занимался производством мандолин, и был признанным профессионалом своего дела. Ценители музыки отмечают, что его инструменты отличались необыкновенным звучанием, необычной формой, но при этом Гибсон использовал простые способы изготовления. В 1898 году он запатентовал свою технологию.

Позже Гибсон решает расширить сферу своей деятельности и изобретает инструмент, названный арктоп. Это была гитара с выпуклой декой. Орвил организует собственную компанию, названную в честь собственной фамилии, но к сожалению уже в 1918 году он умирает от эндокардита.

Официальным годом появления на свет компании Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co, Ltd. считается 1880-ый. До своей смерти дизайн всех инструментов проектировал Орвил Гибсон. После его ухода из жизни встал вопрос о приглашении нового дизайнера. Новое руководство компании в 1919 году решает пригласит ь в качестве разработчика внешнего вида инструментов дизайнера Ллойда Лоара. Ллойд оказался очень талантливым человеком и, благодаря ему, уже на следующий год Gibson утвердила новые формы для своих мандолин и гитар. В 1922 году вышла в свет модель мандолины Gibson F5, в дальнейшем получившая название «мандолина-блюграсс». Набирая темп, компания становится одной из лидеров по производству «гитар–арктопов». Дизайнер Ллойд Лоар уходит из Gibson в 1924 году.

Справедливости ради стоит заметить, что компании Gibson развитие музыкальной индустрии обязано многими новаторскими решениями для шестиструнных гитар. Например, именно работникам Gibson принадлежит изобретение анкерного стержня для усиления грифа. Благодаря своим талантливым инженерам и дизайнерам, Gibson установила для себя такие высокие стандарты, как L5 в начале 20-х. Эфы и "подвешенная" накладка на корпусе, практически определили внешний вид и звук ранних гитар типа "арктоп". На ней играли во многих стилях, основным из которых был "салонный джаз", воплощением которого можно считать несравненного Эдди Лэнга.

По мере того, как исполнители требовали от гитар все большей громкости, Gibson старательно увеличивали размеры своих инструментов, представив в середине 30-х огромный арк-топ Super 400, а также акустики с плоским верхом - jumbo - такие, как впечатляющая модель J200.

Интерес к электрогитарам компания проявила в 1930 году, начав разработки своих собственных версий уверенно входящих в музыкальную жизнь инструментов. В 1936 году Gibson показала первую электрическую гитару ES-150 и сопутствующим усилителем. Также поступил и их основной конкурент Epiphone. Следом за ней были выпущены в свет первые модели электрических мандолин и банджо, а также гавайская электрическая «стил-гитара».

Во времена Второй мировой войны компания полностью сворачивает производство музыкальных инструментов и работает над военными заказами для фронта. После окончания войны в 1949 году была выпущена знаменитая модель «испанской» гитары ES-175, которую можно найти в продаже даже в современное время.

В 1944 году контрольный пакет акции компании приобрела Chicago Muiscal Instrument Company (CMI), принадлежащая Морису Берлину. Производство Gibson осталось на специально построенной в 1917 году фабрике в Каламазу.

С 1948 по 1966 годы к сотрудничеству с компанией Gibson был привлечен Тэд Маккарти. Тэд имел богатый опыт по производству и продаже музыкальных инструментов и внес свою значительный вклад в развитие компании и её продвижению на рынке. Ассортимент продукции Gibson существенно увеличился. В 1950 году Маккарти назначается президентом Gibson. В 1950 году линия электрогитар Gibson насчитывала уже семь моделей: ES12, ES140, ES150, ES175, ES300, ES375 и ЕS5. Все они относились к акустике с усилением. Но, уже в первый год его работы компания приступает к созданию гитары с цельной декой. А в то время, когда Fender выпустила свою первую в мире гитару со сплошным корпусом, Тэд открыто поставил задачу войти в этот бизнес. В 1952 году гитара выходит в свет под именем Les Paul, получившей название в честь гитариста, который внес огромный вклад в ее разработку.

Gibson Les Paul

Лес Пол (настоящее имя Лестер Уильям Полфус) никогда не ограничивался исключительно музыкальной деятельностью. Лестер, обладавший прирожденными техническими способностями и хорошей смекалкой, изготавливал свои собственные инструменты и различные приспособления к ним. Несколько раз ему повезло предложить свои изобретения нужным людям, и многие на сегодняшний день считают Лестера не только музыкантом, но и незаурядным изобретателем.

Вначале Пол играл на гитаре компании Gibson, но позднее решил перейти на Epiphone. Решив усовершенствовать свою гитару, он стал приходить по выходным на пустующую фабрику фирмы Epiphone и возиться с тем, что он любовно называл "бревном". Так он решил величать гитару с цельным корпусом.

Лес Пол не был единственным, кто проводил подобные эксперименты. Экспериментами с возможностью создания электрогитар с цельным корпусом занимались и такие калифорнийские производители, как Rickenbacker, National, Bigsby и Fender. Такая гитара могла бы заменить трудоемкий процесс изготовления акустической гитары. Плюс, идея со звукоснимателями тоже казалась производителям музыкальных инструментов весьма привлекательной. Тогда Пол решил предложить свои разработки нового вида гитары какой-нибудь крупной компании.

Пол выбрал компанию Gibson, получившую признание и завоевав прекрасную репутацию у многих музыкантов, т.к. ее продукция всегда отличалась отменным качеством, мастерством исполнения и необычными техническими решениями. В 1946 году Пол показал свое «бревно» владельцу Gibson Морису Берлину. Тот не оценил полета мысли музыканта-изобретателя и указал ему на дверь.

Однако через четыре года небольшая калифорнийская фирма Fender представила свою первую версию электрогитары с цельным грифом. Вначале эта модель получила признание только у небольшой группы музыкантов, играющих кантри. Но в течение некоторого времени слава о новом инструменте и его преимуществах быстро распространилась в среде музыкантов. Fender начал свой подъем на вершину, что, естественно, не могло остаться незамеченным среди других производителей. Тем более таких, как Gibson из Каламазу.

Вначале над проектом создания гитары со сплошной декой работали сам Маккарти и его самые талантливые инженеры. Через год они пришли к первому варианту электрогитары, которая выглядела привлекательно, обладала неплохим звуком, сустейном и резонансом, но в весьма скромных диапазонах. Маккарти понимал, что этого недостаточно. Тогда Тэд решил показать свою электрогитару Лесу Полу и Мэри Форд, которые были в то время группой номер один.

Сам Лес Пол трактует те события в ином варианте. По его словам связаться с ним приказал сам босс компании Морис Берлин. «Они сказали, найдите того парня, у которого веник со звукоснимателями», — смеется Пол, — «Они пришли как раз после того, как услышали о том, что делают Fender. А я сказал, вы, парни, немного отстаете от времени, но ладно, приступим».

Таким образом, был подписан контракт между Полом и компанией Gibson. На встрече в штаб-квартире CMI в Чикаго, были утверждены спецификации конструкции будущей гитары.

Маккарти и менеджер Пола Фил Бронштейн привезли первый прототип электрогитары в охотничий домик их друга Лес и Мэри в Стродсбурге (штат Пенсильвания), где они остановились. По воспоминаниям Леса тот вариант гитары ему понравился. Идея выгнутого верха принадлежала Морису Берлину, который любил скрипки и считал, что такая форма не идет вразрез с ранней историей Gibson. Забавен тот факт, что мнения о вкладе в разработку Gibson Les Paul самого Пола у них с Маккарти совсем не совпадают. По словам Маккарти Лес только немного подсказал, как усовершенствовать новую модель гитары, оценив показанный ему прототип. Лес Пол же утверждает, что это именно он привнес в процесс проектирования гитары многие новшества и технические детали. Как бы то ни было, но точно известно от очевидцев, что Лес Пол всегда модифицировал свои Gibson, поставляемые ему компанией-партнером.

Новая гитара Gibson Les Paul была запущена в продажу в 1952 году. В дальнейшем из-за позолоченного верха эту модель стали называть голдтоп. Практически все детали дизайна первых Gibson Les Paul уже были воплощены в конструкции более ранних моделях. Многие из них стали фирменными фишками Gibson. Ее конфигурация с двумя синглами Р-90 и четырьмя ручками имелись у L5CES и Super 400CES. Очертания корпуса и вклеенный гриф из красного дерева отвечали традициям Gibson. Трапециевидная инкрустация, нанесенная на накладку из палисандра, впервые появилась на ES150 в варианте 1950 года.

Серийная модель изготавливалась с комбинируемыми бриждем и держателем струн с регулировкой высоты. Это изобретение принадлежало Полу, и вначале он сделал его для арктопов. Первые Les Paul выпускались с очень маленьким наклоном грифа, что не давало возможности использовать имеющуюся фурнитуру, поэтому новый бридж-струнодержатель стал единственным вариантом, подходящим для такой модели. Попытка поставить на прототип бридж Gibson оказался полнейшим провалом. Сустейна практически не было, четко настроить гитару было очень сложно, а техника пиццикато была практически неприменима. На гитаре явно невозможно было играть — такой вердикт вынес Лес Пол. Зато вариант самого Пола пришелся очень кстати.

В 1953 году вышла усовершенствованная модель с измененным наклоном грифа.

Gibson Les Paul быстро опередили по продажам остальные модели гитар, выпускаемые компанией. Поэтому руководством было принято решение не останавливаться на достигнутом, а закрепить свой успех с помощью запуска в производство следующих моделей. В 1954 году свет увидели две новые версии Les Paul — Custom и Junior.

Les Paul Custom

Custom имел два звукоснимателя и выделялся среди других электрогитар своим шикарным дизайном. Черная отделка, окантовка корпуса, накладка из черного дерева и позолеченная фурнитура — все это великолепие помогало новой модели смотреться выгодно и эффектно.

По словам Пола на выборе черного цвета для этой модели настоял именно он. По его мнению, на черном фоне была видна техника игры гитариста, порхание рук, движения пальцев.

Les Paul Custom стал первой моделью, на котором появился новый бридж Gibson Tune-O-Matic, используемый с отдельным струнодержателем в виде бруска. Он позволял индивидуально регулировать длину каждой струны.

Les Paul Junior

Les Paul Junior был более дешевой моделью. Он был оснащен одним звукоснимателем и был предназначен специально для начинающих гитаристов, которым есть куда стремиться в плане совершенствования своей техники игры и мастерства. Les Paul Junior был выполнен в традиционном цвете — гибсоновском санберсте. На гитаре имелись ручки громкости и тембра и ровная палисандровая накладка с простыми маркерами-точками.

В 1955 году линейка моделей Les Paul была завершена появлением электрогитары Special, на самом деле являющемуся вариантом Junior, но с двумя звукоснимателями и с бежевой окраской.

В 1956 году компания Gibson представила очередную модель серии Les Paul, названную Junior 3/4, с более коротким грифом. Эта электрогитара была изготовлена специально для детей.

В 1957 году устаревшие синглы Р-90 сменили хамбакеры Gibson на голдтопах и Custom Les Paul. Музыкантам нововведения понравились. В 1959 году хамбакеры были запатентованы фирмой Gibson.

В 1958 году компания к кардинальным изменениям в моделях серии Les Paul. Junior и Junior ¾ получили новый «двурогий» корпус и вишневый цвет. Также новый вариант корпуса применили и на модели Special. Однако продажи Gibson пошли вниз, поэтому в компании приняли решение стимулировать интерес к своей продукции, перейдя на покрытие санберст. Но это решение не принесло ожидаемого результата, и Gibson Les Paul Sunburst в 1960 году был снят с производства.

В 1961 году в Gibson пришли к решению полностью преобразовать линейку в попытке возродить упавший спрос на электрогитары Les Paul. Они расширили мощности своей фабрики в Каламазу, вложив в это 400000 долларов.

В 1963 году компания Gibson переименовала усовершенствованные Les Paul Junior, Les Paul Standart и Les Paul Custom в SG Junior, SG Standart и SG Custom. Это объяснялось тем, что популярность музыканта пошла на спад. Не добавил популярности и развод Леса и Мэри, который официально был оформлен в 1964 году. А с 1965 года Пол приостановил свою музыкальную карьеру на долгих десять лет. Как заявили в компании Gibson, основной причиной отказа от использования имени Пола стал именно его развод с Форд.

В феврале 1968 после смены нескольких управляющих, президентом Gibson был назначен Стэн Ренделл. Менеджментом было принято решение возобновить производство линии Les Paul. На июньской выставке NAMM-68 компания представила относительно редкие Les Paul Custom с двумя датчиками и Les Paul голдтопы со звукоснимателями Р-90 и бриджем Tune-o-matic. Тогда же возобновилось сотрудничество с Лесом полом, который принимал участие в той выставке, рекламируя новые гитары.

В 1969 году произошла смена владельца: в результате слияния CMI и ECL новым хозяином стала Norln Industries. Тогда же Gibson поменяли конструкцию грифа своих электрогитар. Компания отказалась от дорогостоящего красного дерева в пользу прочной трехслойной конструкции, а в 1974 году перешла на грифы из трех слоев клена для еще большей прочности.

Gibson и Epiphone

Фирму Epiphone корпорация Gibson приобрела в 1957 году. Тогда компания сохранила производство самых известных марок гитар Epiphone, убрав только те, у которых были аналоги в линейке электрогитар Gibson. Но в 1969 году гитары Epiphone были сняты с производства, т.к. перестали приносить доход и покупатели перестали покупать эту марку, предпочитая ей более известный и популярный Gibson.

Gibson Les Paul Deluxe

В самом конце шестидесятых годов на сцену вышла модель Les Paul Deluxe, созданная по запросу маркетологов Gibson. Джим Дюрло специально для этой модели решил использовать мини-хамбакеры Epiphone. Он взял корпус от Р90 и поместил в него маленький датчик Epiphone.

Первоначально Deluxe выпускались только в вариации голдтопов, и только со временем появился санберст и прочие оттенки. Gibson Les Paul Deluxe находился в каталогах компании до середины 1980-ых годов.

Gibson Personal и Gibson Professional

В 1969 году вышли в свет первые электрогитары Gibson Les Paul с низкомипедансными датчиками. Они получили названия Les Paul Professional, Les Paul Personal и Les Paul Bass. Эти гитары за счет новой электроники и тяжелого веса больше предназначались для записи на студии, но это не помешало компании запустить их в серийное производство.

Модели Personal и Professional были снабжены сложным комплектом различных регулировок, что значительно повышало возможности этих инструментов. К ручкам тембра ВЧ и НЧ, громкости и переключателю датчиков добавился 11-позиционный переключатель «Decade», трехпозиционный переключатель тембра для создания различных комбинаций контуров и переключатель фаз датчиков. На Personal был установлен ещё и регулятор громкости на встроенном микрофонном входе.

Подключались эти гитары через специальный шнур, который прилагался к модели. В шнуре находился встроенный трансформатор. Из-за слишком большого количества «наворотов» эти модели не долго продержались на рынке, т.к. спрос на них был низким.

Les Paul Signature

В 1974 году Gibson представила миру электрогитару Les Paul Signature с двумя звукоснимателями и Les Paul Signature Bass c одним в серии тонких гитар. Они походили на Gibson ES330. Отличительной особенностью этих инструментов были два выходных разъема: один для высокоимпедансного подключения, другой для подключения к низкоимпедансному оборудованию.

Gibson The Les Paul

В 1976 году компания выпустила гитары The Les Paul. Модель выпускалась в ограниченном количестве и отличалась использованием лучшего дерева (лучшие образцы клена, красное и черное дерево) практически по всему инструменту, а также деталями, вручную выточенными из палисандра, которые в стандартных моделях изготавливались из пластика. Работа над окантовкой, инкрустацией и выполненными вручную деревянными деталями велась в мастерской Дика Шнайдера. Всего было изготовлено менее ста The Les Paul. Каждый экземпляр этой редкой модели был пронумерован. Номер наносился на овальную пластинку, которая крепилась на задней стороне головы грифа.

Номер 25 был вручен в подарок Лесу Полу на церемонии вручения премии «Грэмми» в 1977 году лично Брюсом Боленом.

В 1980 году президентом Gibson становится Марти Лоук. В начале восьмидесятых компанию поджидал очередной спад. В июле 1983 года Марти Лоук сообщил Дюрло о том, что производство в Каламазу будет остановлено. В итоге завод в Каламазу проработал ещё чуть больше года, и был закрыт в сентябре 1984 года. Основным фигурам, принимавшим ключевое участие в развитии компании, были предложены новые должности в Нэшвилле. Но Джим с Марвом Левом и Моутсом пошли по другому пути. Они арендовали часть фабрики в Каламазу и открыли в 1985 году компанию Heritage. Естественно по производству гитар. К 1992 году они изготовили порядка 1500 гитар, выпущенных под своей новой маркой.

Gibson Les Paul Spotlight Special

Производство в Нэшвилле приступило к выпуску новой модели Les Paul Spotlight Special. От снятых The Paul и The SG остался орех и куски клена. Менеджеры завода объединили эти остатки, добавили палисандровый шпон и темную окантовку от Chet Atkins. В результате у них получилась красивая гитара с корпусом, отличающимся центральной полосой из ореха между двумя кленовыми вставками. Выход Les Paul Spotlight Special символизировал открытие нового производства в Нэшвилле.

Gibson Les Paul Studio

В 1983 году вышла на суд потребителей новая модель Studio. Она была более дешевой по сравнению со своими предшественницами и дольше продержалась на рынке. На корпусе новой электрогитары не было никакой окантовки. Лишен был ее и гриф.

Впервые Les Paul Studio были показаны в январском каталоге. Новый корпус на 1/8 дюйма тоньше, чем у прочих моделей, и сначала изготавливался из ольхи. Однако из-за проблем плохой совместимости используемого лака с этим видом древесины, компания была вынуждена вернуться к проверенной временем комбинации клена и красного дерева. В 1896 году небольшие партии Studio стали выпускать с накладкой не из привычного палисандра, а из черного дерева.

Тем временем компания Norlin, выставившая в начале 1980-ых Gibson на продажу, летом 1985 года, наконец, нашла покупателей. В январе 1986 года сделка по продаже гитарной компании состоялась: весь бизнес Gibson приобрели Генри Юшкевич, Дэвид Берриман и Гэри Зебровски за неразглашенную сумму.

В 1987 году появилась Les Paul Custom Lite. У нее была профилированная тыльная сторона, что было чисто в духе Fender. в 1988 году Gibson представили Les Paul Studio Lite с тем же новым профилем. В 1990 году у Studio Lite появились хромитовые вставки и более тонкий гриф, что уменьшило все гитары на 1 кг. В 1991 году появилась M-III, которая была выполнена в совершенно не гибсоновском стиле, но она так и не завоевала популярность.

Модель Les Paul Standard образца 2002 года сумела соединить в себе классические традиции и новейшие технологии без ущерба для качества и популярности марки.

Также Custom Shop занялась созданием уникальных гитар на заказ. Многие прославленные музыканты, лейблы и даже крупные промышленные компании не могут отказать себе в удовольствии заказать на какую-нибудь памятную дату Gibson собственного дизайна с уникальной отделкой.

Gibson Flying V

Отдельно стоит остановиться на линейке Gibson Flying V, запущенной в производство в 1957 году. Это были электрогитары с необычным «космическим» дизайном. Оригиналы Flying V так и не стали особо успешной серией, но зато они породили огромное число подражателей. В настоящее время они стали самой настоящей классикой жанра. А какой трепет эта модель вызывает у коллекционеров!

Придумал и претворил в жизнь идею по созданию этой необычной гитары Тэд Маккарти. Его очень увлекла мысль, что гитары можно делать любой формы и это не сказывается на их звучании. Решение о разработке чего-нибудь кардинально нового не было озарением и не пришло в один момент. Gibson обвиняли в излишней старомодности и консерватизме. Тэд решил изменить это мнение и приступил к воплощению в жизнь электрогитары с экстравагантным дизайном. Главными критериями стали необычный внешний вид и современность. По поручению Маккарти на фабрику в Каламазу были приглашены дизайнеры, которые начертили огромное количество эскизов. Из них и родились Flying V, Explorer и Moderne.

Сначала Flying V планировали делать в виде большого треугольника, но из-за веса было решено перейти к V-образной форме. Исходя из вида гитары, было предложено назвать ее Arrow , но Тэд принял более остроумное название Flying V.

Прототип был изготовлен в 1957 году, но появилась на рынке новая модель только в 1958-ом. Футуристический корпус — далеко не единственная особенность Flying V. Для ее изготовления был выбран редкий вид древесины африканская лимба. Выбор был не случаен: именно это дерево было способно придать новой модели натуральный вид. При этом, древесина должна была быть не тяжелой и не очень плотной.

Впервые Flying V получило возможность шокировать достопочтимую публику на NAMM в 1957-м году. И это у нее получилось, Маккарти был доволен произведенным эффектом. Но серьезного интереса инструмент не вызвал ни у публики, ни у дилеров.

Корпус электрогитары был выполнен из двух симметрично склеенных деталей. Накладка грифа выполнена тоже весьма просто: палисандр без кантика и перламутровые позиционные маркеры в форме дотов. Оригинальна форма головы грифа, которая напоминала наконечник выпущенной стрелы.

Фурнитура на Flying V была стандартной для обычных моделей Gibson: два звукоснимателя PAF, струнодержатель tune-o-matic, колки Klusons. Модель с дизайном будущего появилась в каталогах компании 25 марта 1958 года. Но, магазины покупали эти гитары нехотя, скорее для украшения интерьера, нежели рассчитывая на продажи. Покупатели тоже отнеслись к Flying V с прохладцей.

В итоге Flying V пережила три своих переиздания, которые происходили в шестидесятых и семидесятых годах XX века. Однако кардинальных изменений в модель не вносили.

В любой случае, Flying V будет всегда ассоциироваться с легендарным Джимми Хендриксом. Он играл на трех гитарах этой серии первого переиздания. Первая — правосторонняя модель 1967 года. Вторая — правосторонний Flying V 1969-го с отделкой «Sunburst». И третья — выполненный на заказ левосторонний черный Flying V.

Выпускались модели:

  • 1957 – 1959 Flying V(original)
  • 1967 – 1969 Flying V (1st reissue — long headstock)
  • 1967 – 1969 Flying V (1st reissue — short headstock)
  • 1971 – Medalion Flying V
  • 1974 – 1982 Flying V (2nd reissue)
  • 1979 – Bloc Inlay Flying V
  • 1979 – 1982 Flying V2
  • 1989 – V90 Double
  • 1989 – Flying V Golden Eagle
  • 1989 – Flying V Reissue 67, now V-Factor(Flying V)
  • 1994 – Centennial Flying V
  • 1998 – Historic 1958 Korina Flying V
  • 2001 – Historic 1959 Mahogany Flying V
  • 2002 – Faded Flying V
  • 2002 – Voodoo
  • 2006 – New Century

Charvel

Компания Charvel была создана в 1974 году Уэйном Чарвелом. Всего за 10 лет она сумела пройти путь от небольшой скромной фирмы до крупного производителя.

Началось все с того, что Уэйн в Азузе, что находится в северной части Лос-Анджелеса, открыл небольшую мастерскую по ремонту гитар. Сначала Charvel начали изготавливать наиболее востребованные эдетали гитарной фурнитуры и механики на замену. Затем они расширили свой ассортимент за счет корпусов, грифов, звукоснимателей, а потом и полных комплектов инструментов.

В 1977 году у Чарвела начались проблемы с финансами, и в 1978 году Уэйн передал компанию и все права на нее своему сотруднику Гроверу Джексону. В 1999 году Чарвел попытался вновь вернуться в бизнес, запустив бренд Wayne.

Гровер Джексон не стал останавливаться исключительно на предоставлении услуг по починке инструментов. Он начал придумывать и создавать свои собственные разработки в сфере дизайна электрогитар. Один из результатов этой работы можно было видеть в руках тогда ещё начинающего Эда Ван Халена. В начале 80-ых Джексон запустил свою марку, а Charvel использовал для bolt-on гитар в качестве альтернативы Fender, а также под Gibson и Vox. Отдельным видом электрогитар Charvel были модели с оригинальными четырехконечными корпусами в форме звезды.

В 1986 году было учреждено совместное предприятие с дистрибьютором IMC, которое запустило более доступную по цене линейку Charvel японского производства с новым дизайнерским открытием Гровера, наклонными острыми перьями на грифе.

Новые Charvel сохранили стилистику под Fender. Модели Model One, Two, Three и Four имели грифы на винтах и форму корпуса, сильно напоминающую стратокарстер. Five и Six были снабжены 24-ладовым сквозным грифом соединенным с вытянутым утонченным корпусом с «рогами». Набор датчиков состоял из одного бриджевого хамбакера или двух синглов хамбакеров. Устанавливалось и вибрато. В 1988 году линейка электрогитар Charvel была расширена. В 1989 году изменился логотип Charvel, который стал напоминать Jackson. Все модели классифицировали по различным сериям: Contemporary, Classic, Fusion и Professional. В том же году появилась корейская линия Charvette By Charvel, предназначенная в большей степени для начинающих музыкантов.

Однако в 1991 году все модели вновь вернулись под марку Charvel, независимо от изготовителя. Новые варианты дизайна электрогитар были рассчитаны как на традиционный вкус, так и на любителей экстравагантности. Традиционно напоминающие фендеровские страты ST и TE резко контрастировали с моделью Avenger, выполненной в форме перевернутой буквы V.

В 1991 году был создан частично цельнокорпусный Surfcaster — оригинальный инструмент с элементами в ретро стиле. Surfcaster, в вариантах представленных Charve,l в начале вышли как шестиструнная модель с вибрато или бриджем и двенадцатиструнная модель. Линейка CX стала очередной недорогой моделью для начинающих.

В 1994 году вышла серия San Dimas, получившая название по первому месту «прописки» Charvel. В 1995 году запустили бюджетную серию CHS.

В 1997 году марки Jackson и Charvel выкупила знаменитая японская корпорация Akai, и выпуск моделей под брендом Charvel был временно прекращен.

Начало двухтысячных ознаменовалось тем, что компания Charvel перешла под крыло Fender. Новые владельцы организовали массовое переиздание лучших классического образца, а также возобновился выпуск новых уникальных инструментов, которыми прославилась Charvel.

Jackson

Собственная марка Гровера Джексона стала символом исключительно роковых электрогитар в стиле суперстратов восьмидесятых. Усовершенствование классической модели Fender Stratocaster за счет новых технологий и современного стиля добавило гитаре ладов, вырезы стали более глубокими, голова грифа заострилась, появилась измененная распайка звукоснимателей. На модернизированную версию Гровер Джексон установил новую высокоэффективную тремоло-систему.

Гитары Jackson привлекли внимание многих молодых музыкантов, но и старая гвардия также не осталась равнодушной: новые инструменты приглянулись Гэри Муру и Френку Степанеку.

В конце 1980 года судьба свела Джексона с 24-летним перспективным гитаристом Рэнди Роудсом. Первой работой стало совместная разработка дизайна заказной гитары на базе гибсоновской Flying V.

В 1981 году они снова занялись конструированием. На сей раз это была радикальная версия электрогитары с корпусом дизайна offset. Новые разработки настолько отличались от стилистики принадлежащей Джексону Charvel, что он решил организовать новую компанию и назвать ее своим именем. Инструменты Jackson были более оригинальны и в плане дизайна, и в плане цветовых решений. В основе конструкции гитар Jackson были сквозные грифы.

В 1982 году Роудс трагически погиб, и Джексон в память о нем создал к 1983 году новую электрогитару Jackson Randy Rhoads. Другие эксклюзивные модели, сделанные в необычном бросающемся в глаза дизайне, Гровер делал специально для отдельных музыкантов. Да и вообще, сначала свою марку он использовал только при изготовлении гитар под заказ.

Однако у создателя и творца не может не появится любимчиков среди его детищ. Между 1983 и 1986 годами в мастерской компании в Сан Димасе были разработаны внешние виды тех корпусов джексоновских гитар, которые впоследствии получили собственные модельные названия. Ими стали Randy Rhoads, Soloist, Kelly, Double-Rhoads и King V.

С 1983 года Soloist стал олицетворять Суперстрат — самый важный гитарный дизайн восьмидесятых годов XX века. Первые гитары Jackson выпускались с 22-мя ладами, но потом Гровер за счет сквозного грифа увеличил их количество до 24-ех. Этим он расширил диапазон извлекаемых нот. На корпусе располагалась мощная система синглов и хамбакеров с добавлением жесткого замкового вибрато. Джексон ввел наклонную заостренную форму головы грифа. Так получился новенький суперстрат, быстро нашедший своих почитателей среди гитаристов.

В 1987 году компания Jackson переехала на новую фабрику в Онтарио (штат Калифорния). В том же году серийной моделью стала King V.

В 1985 году Джексон организовал совместное предприятие с дистрибьютором International Music Corporation. А в 1989 году он ушел из компании. Позже он занимался разработкой дизайна для Washburn и других компаний. После его ухода гитары Jackson разделили на три серии: Custom Shop, US series и Jackson Professional.

Jackson решила сконцентрировать свое внимание на направлениях, которые были их сильными сторонами. При этом компания продолжала расширять свое внимание и в сегменте недорогих инструментов. В 1993 году серия Concept представляла относительно доступные версии джексоновских моделей японского производства. Performer производилась в Южной Корее относилась в ещё более низкому ценовому сегменту. В 2000 году в Индии стали выпускать серию Х.

В настоящее время компания Jackson продолжает эксперименты с формой корпусов своих электрогитар. В 2000 году результатом слияния Kelly и Rhoads стал выпуск новой модели Kelly Star KS2.

Выбор инструмента, прежде всего, зависит от тех требований, которые Вы к нему предъявляете, а также уровня мастерства и поставленных на будущее целей и задач. Современный рынок электрогитар предлагает такой широчайший выбор, что несложно растеряться. Не торопитесь, ознакомьтесь с описаниями моделей и их характеристиками, приглядитесь к дизайну, почитайте отзывы музыкантов. Ваша модель обязательно Вас найдет.

20.65%

Сообщение, комментарии, отзывы (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>


© an article