Небо как небо, люди как люди...
14.12.2018/02:27
Хм...я не резеда им банку,старался беречь РК..,но ...
15.11.2018/08:40
Самая страшная боль - это та боль, которую еще не испытывал.

ThumbnailКак выбрать электрогитару, часть 1

Желание играть на гитаре появляется у людей по разным причинам. Кем-то движет желание прославится, кто-то находит в музыке способ самовыражения, кто-то хочет быть похожим на своих кумиров ― прославленных музыкантов легендарных групп. Но чаще всего это комбинация из нескольких причин, которые побуждают взять в руки инструмент и идти учится, а потом бесконечно совершенствовать свое мастерство.

Умение играть на гитаре всегда ценилось и в просто обывательской жизни. Человек, играющий на гитаре всегда способен скрасить любой дружеский вечер, пикник на природе, поход, поездку на дачу и т.п. Бывает, что люди начинают учиться играть сначала просто для того, чтобы повысить свой статус и популярность в своем кругу. Как правило, этот мотив не приводит к появлению новых музыкальных гениев. Однако есть и исключения, особенно, если в окружении человека или среди его новых знакомых находятся личности, увлеченные рок-музыков и мечтающие сколотить свою команду. И тут выясняется, что им как раз не хватает гитариста…

Вот на этом этапе случается переход от простой акустики к электрогитаре. Прежде чем музыкант подберет «свой» инструмент, через его руки может пройти множество моделей. Как правило, гитаристы не ограничиваются одним инструментом, а покупают две, три, а то и четыре модели.

Итак, что представляет собой электрогитара?

Электрогитара (электрическая гитара) — это разновидность гитары, снабженная электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в электрические колебания. Сигнал со звукоснимателей может быть подвержен обработке, что позволяет произвести на свет различные звуковые эффекты, которые усиливаются через динамики.

Изготавливаются электрогитары в основном из дерева. Более экзотические материалы (металл или пластик) на самом деле применяется редко. Основными видами древесины, которые лучше всего подходят для изготовления этого инструмента: ольха, ясень, клен и махагон (или красное дерево). Для накладок на гриф используют палисандр и клен, реже черное — дерево.

Электрогитара в различных музыкальных жанрах

Наиболее широко распространены шестиструнные гитары, классический строй которых совпадает со строем акустической гитары. В настоящее время часто используют так называемый строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D), а также более низкие настройки (Drop C, Drop B). Эти виды гитарного строя используют гитаристы, играющие в металл-группах или альтернативных командах.

Для экстремально тяжелой музыки существуют восьмиструнные гитары, которые появились после того, как заказ на изготовление такой гитары поступил от популярной в свое время шведской команды «Meshuggah» фирме Ibanez. Инструмент вышел под маркой Ibanez 2228.

В такой сложный и многогранный музыкальный жанр, как джаз, гитара вошла в далеком 1937 году. Джазмен из Техаса Эдди Дарэм впервые исполнил гитарное соло на электрическом National. В блюз «электричество» внедрил Джордж Барнс, который в первый раз сыграл на электрогитаре в 1938 году на студии в компании с Большим Биллом Брунзи и Кертисом Джонсом. В следующем году электрогитары оказались в руках у знаменитых чикагских блюзменов Биг Билла Брунзи и Тампы Реда, а затем Мемфис Мини записала «электрическую» версию своей композиции «Me And My Cauffer», которая принесла ей первый большой успех. Звездой среди гитаристов тех ранних для электрогитары годов был и Чарли Кристиан, который был широко известен в 1939—1942 годах. Историки и почитатели джаза и блюза утверждают, что именно он стал ключевой фигурой в истории развития современной электрогитары и оказал влияние на творчество многих настоящих мастеров (например, Хэнк Томпсон, Джимми Брайант и другие).

Рок-гитара стала основным инструментом для рок-музыки с самого начала её зарождения. Как только появилась первая рок-композиция, электрогитара навсегда вошла во все разновидности рока. Она звучала в ранних песнях Элвиса Пресли и Билла Хейли. Но по мнению многих экспертов основное влияние на развитие электрогитары и техники игры на ней оказали такие супергитаристы как Чак Берри и Бо Диддли. Кроме того, их эксперименты со звукоизвлечением, уникальные партии соло и новые приемы игры оказали огромнейшее влияние на историю всей рок-музыки.

В 60-е годы прошлого века гениальный гитарист Джимми Хендрикс продемонстрировал целый ряд открытий в плане разнообразия звуковых эффектов и извлечении новых звуков, чем кардинально изменил взгляды на то, как должна звучать электрическая гитара. В те годы появились первые педали фузз и дисторшн, которые поначалу использовали группы, принадлежащие к гаражному року. Чуть позже их ввели в свою музыку и очень популярные группы, такие как вечно соперничающие между собой The Beatles и The Rolling Stones. Ближе к семидесятым группа The Velvet Underground начинает свои эксперименты с применением гитарного фидбэка, а также более «грязного» звука, более агрессивно. Именно из последнего родился хард-рок — один из самых популярных жанров в рок-музыке, у которого до сих пор множество поклонников по всему миру.

В 80-ые годы на сцену вышел панк-рок и зародилась альтернатива. Тут же начались и поиски нового звучания для электрогитар. Революционную роль в развитии электрогитары как инструмента рок-музыки сыграли гитаристы Торстон Мур и Ли Ранальдо, играющие в команде Sonic Youth. Они использовали в создании своих музыкальных партий нетрадиционное звучание, экспериментируя с настройками и техникой игры и изобретая новые странно звучащие эффекты. Это стало следующим этапом в эволюции рок-музыки.

Из музыкального наследия Sonic Youth появился новый стиль — нойз-рок, в котором музыканты кардинально отошли от традиций и стандартов. В композициях коллективов, играющих в стилях нойз-рок и шугейзинг, использовались накладываемые одна на другую музыкальные партии, из чего в итоге получалось по-настоящему революционное звучание с шикарнейшими необычными эффектами. Брайан Ино назвал это «музыкой будущего».

С другой стороны полной противоположностью агрессивной рок-музыке развивался фолк-рок, в котором наоборот гитаристы использовали наиболее мягкое звучание электрогитар для достижения романтизма и максимальной мелодичности. При наложении партий создавался «симфонический» эффект, который впоследствии стали использовать многие металл-группы. Особенно широкое распространение такой принцип построения композиций получил в среде скандинавских команд и в Германии, например, таких как «Nightwish» или «Blind Guardian».

Электрогитары в рок-музыке по-прежнему являются основными инструментами. В стилях heavy, power, death, thrash, progressive, doom, black и прочих главенствующая роль остается именно за электрогитарами. Более современные альтернативные стили рок-музыки, вовсю использующие электронику и компьютерные технологии, также не обходятся без этого инструмента, ставшего символом рок-музыки. В своих композициях музыканты подобных команд используют максимально агрессивное звучание «на грани», извлекая поистине демонические звуки из своих электрогитар.

Но не только джаз, блюз, рок, металл и альтернатива отдают должное широким возможностям электрогитар. Они используются даже в академической музыке. С 50—ых годов прошлого века композиторы начали экспериментировать, введя в свою музыку партии для электрогитары. Такие произведениями стали: Gruppen Карлхайнца Штокхаузена, String Trio Дональда Эрба, The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана. К более поздним музыкальным произведениям, в которых заметная роль тоже была отдана электрогитаре, относятся: Electric Counterpoint Стива Рейха и Симфония № 4 Лепо Сумеры с соло на электрогитаре в третьей части.

В период 80-ых и 90-ых годов появилось множество молодых и перспективных композиторов, которые писали произведения для электрогитары. Композиторы-экспериментаторы Гленн Бранка и Рис Четхэм написали несколько симфонических произведений для электрогитар, доводя количество требуемых для исполнения инструментов до ста штук.

Рождение электрогитары

Когда же и как впервые был создан этот инструмент, без которого невозможно представить звучание современной музыки? Изобретение первого магнитного звукоснимателя принадлежит Ллойду Лоэру. Именно этот инженер, работающий на компанию Gibson, в 1924 году сконструировал первый экземпляр.

На массовом рынке первые электрогитары появились в 1931 году. Выпуск первых моделей запустила компания Electro String Company, которую организовали Пол Барт, Джордж Бьюшам и Адольф Рикенбакер. Первые модели изготавливались из алюминия, поэтому народ быстро окрестил их «сковородками». Новые инструменты ждал успех, поэтому компания Gibson решила создать свою, ставшую теперь легендарной, модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (преобразовавшаяся затем в фирму Rickenbacker) появилась в продаже в 1932 году на территории США.

Применение гитар со звукоснимателями в джаз и блюз командах в тридцатых годах XX века привело к настоящей музыкальной революции. Изготовители гитар и музыканты поняли, что те искажения, которые они вначале принимали за брак, на самом деле могут привнести в музыкальную сферу огромное количество разнообразных тембров и эффектов.

Дискуссии о том, кто из музыкантов первым «изменил» классической акустике с с экстравагантной для того времени электрогитарой, продолжаются до сих пор. Большинство спорщиков склоняются к тому, что этим человеком был Лес Пол. По его утверждению экспериментировать с новым инструментом он начал ещё в 1920-ых годах. В архивах RCA Victor сохранилось, что 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал порядка десяти песен, в которых была использована электрическая стил-гитара. Четыре песни из записанных в тот день впоследствии вышли двумя пластинками. Поэтому эта дата была названа настоящим днем рождения электрического гитарного звука (по версии журнала Guitar Player).

Испанскую гитару впервые сделал электрической младший брат Билла Бойда, возглавлявшего группу Bill Boyds Cowboy Ramblers, Джим.

Гитарные бренды

Многие могут предположить, что наиболее популярными и раскупаемыми моделями являются те, которые выпускаются компаниями с длинной историей. Однако те же Fender и Gibson, которым принадлежат самые крутые модели электрогитар Fender Stratocaster и Gibson Les Paul, ставшие эталонами, показывают обратное. Fender на 44 года младше своего главного конкурента, но уровень продаж и популярности инструментов у этих фирм находится на одинаково высоком уровне. Как пример компании с длинной полуторавековой историей, можно привести Washburn, но кто из великих на них играет? Единицы. С другой стороны, образованная лишь в 1984 году E.S.P., выпускает инструменты, на которых играет множество звезд, например, музыканты знаменитой Металлики.

На данный момент во всем мире существует великое множество производств по изготовлению электрогитар. Любой желающий может выбрать для себя инструмент в нужном ценовом диапазоне. Среди современных электрогитар можно найти инструмент для решения любых музыкальных задач. Но, если обратить внимание на настоящих профессионалов, то можно заметить, что каждый из них отдает предпочтение какой-нибудь одной модели. Максимум двум. У многих знаменитых музыкантов имеется по пять-шесть электрогитар, однако различаются они в основной только цветом. Например, знаменитый гитарист и композитор Эрик Клептон, рассказывал о том, что сколько бы он не держал в своих руках различных моделей электрогитар, все равно неизменно возвращался к Fender Stratocaster. «Это как возвращаться к себе домой.» — говорит он. Давайте с компании Fender и начнем.

Fender

Fender Electric Instrument Company – крупнейшая американская компания по выпуску гитар и гитарного оборудования, которая внесла оргомнейший вклад в развитие электрогитары. Компания была основана Лео Фендером в 1946 году в Калифорнии (город Фуллертон).

Гитары lap steel, которые Лео продолжил выпускать после ухода из K&F, руководство которой не верило в успех производства электрогитар в послевоенное время, и усилители Fender вскоре получили признание среди профессионалов, а линейка продукции компании стала постепенно пополняться новыми моделями. Fender разрабатывала и производила музыкальные инструменты, а продажи осуществляла как отдельный бизнес с помощью эксклюзивного дистрибутора, которым в то время являлась компания RTEC, расположенная в Санта-Ане. Дональд Рэнделл, который был генеральным менеджеров дистрибутора, быстро наладил дилерскую сеть, начал с Калифорнии и постепенно распространив продукцию Fender в Техас и далее по другим штатам. Именно ему принадлежит основная заслуга в грамотной организации продаж и всемирной популярности электрогитар Fender.

В 1948 году Лео Фендер подключил к разработке гитар перспективного молодого инженера Джорджа Фуллертона, который создал для компании первую электрическую испанскую гитару Fender. Наряду с Дейлом Хайтом он стал главным помощником Лео и его ближайшим другом.

В конце сороковых годов XX века молодая тогда фирма Fender не могла себе позволить приобрести новое оборудование. Поэтому, Лео начал собирать идеи для воплощения в жизнь новой модели, которая могла бы выпускаться на имеющихся технологических мощностях. Это должна была быть электрогитара со сплошным корпусом и иметь съемный цельный гриф. Такой гриф не являлся совсем уж новым веянием. Он уже использовался при производстве инструментов другими компаниями, например, Rickenbacher. Однако Лео решил пойти дальше и совместить цельный съемный гриф с «испанской» гитарой, называемой так из-за классической формы. Он выбрал гриф, который крепился на винтах, что было продиктовано практическими соображениями. Кроме того, новая гитара должна была стать проще и дешевле в производстве.

Помимо вышеописанных требований, Лео Фендер хотел добиться сохранения в новой «испанской» гитаре оригинальное звучание стил-гитар. Для этого он пытался усовершенствовать свой звукосниматель, т.к. конструкция новой гитары предусматривала установку звукоснимателя с раздельными полюсами. Новый вид звукоснимателя должен был обеспечить лучший баланс струн. Лео и его команда начали эксперименты с раздельными магнитными сердечниками. В итоге Лео удалось сделать так, чтобы регулировка высоты датчика позволяла свободно менять баланс между тонкими и толстыми струнами.

Кроме всего прочего, Лео был уверен, что "правильная" электрогитара, соответствующая высоким запросам профессиональных музыкантов, должна иметь бридж со встроенной регулировкой высоты и мензуры.

Все это должно было дать куда более громкий звук, о чем давно уже просили музыканты производителей, т.к. прошлые образцы электрогитар не могли похвастаться таким качеством.

За 1949 год постепенно эти идеи были реализованы. Дизайн корпуса новой гитары разработал Джордж Фуллертон. Первый прототип с одним звукоснимателем явился зрителю в виде, который потом стал классической формой модели Fender Telecaster — простой, элегантный корпус с глубоким вырезом. Несмотря на то, что концепцию новой электрогитары удалось воплотить в жизнь, все же изготовление черновой модели выявило и ряд недостатков.

Главной отличительной чертой первого экземпляра новой «испанской» гитары от Fender стала голова грифа, выполненная как у стил-гитары. Первый прототип имел два ряда колков Kluson. Гриф был изготовлен из клена, имел 21 лад и широкий верхний порожек. Корпус же сделали из сосны, выкрашен в белый цвет и украшен черной накладкой, символизирующей крыло. Прототип новой модели был крупнее созданного в будущем оригинала, запущенного в производство. Гитара имела бриджевый блок с наклонным звукоснимателем, 3-секционным бриджем и установкой струн сквозь корпус. Гнездо шнура располагалось в торце корпуса, ручки тембра и громкости были сделаны на пластине из металла.

В конце 1949 года от головы грифа с двусторонним расположением колков решили все же отказаться. На замену пришла классическая для современных электрогитар форма с колками в один ряд.

Зимой 1950 года компания Fender занята доработкой новой гитары. В итоге гриф стал более тонким, появился переключатель тембра, а накладка поменяла свою форму.

При тестировании нового прототипа гитары случались курьезные случаи. Дейл поехал по штату Калифорния для того, чтобы попытаться заинтересовать профессионалов гитарой со сплошным корпусом. Он даже уговорил опробовать новый инструмент местных гитаристов, но инструмент не работал. Более того, не работали и второй, и третий инструменты. Оказалось, что дело в том, что привинченная пластина пережимает провода и закорачивает сигнал. Таким образом, с помощью музыкантов и экспертов Лео добился полной доработки своего инструмента.

Модель новой электрогитары была практически готова, но тут Лео решил, что необходимо установить два звукоснимателя. В итоге идея переключения на глубокий звук нашла воплощение как в варианте с одним, так и двумя датчиками. И Fender была уже готова предоставить рынку электрогитару с двумя звукоснимателями, но в апреле 1950 года RTEC выбрали для дистрибуции по стране модель с одним датчиком. Она получила название Fender Esquire.

Fender Esquire

Эта модель электрогитары во втором номере каталога Fender Fine Line Instruments, выпущенном RTEC в мае 1950 года. Чуть позже, в июле 1950 года Esquire был продемонстрирован на 49-й выставке NAMM, которая проходила в Чикаго. Первые "испанские" электрогитары Fender имели преимущественно цвет "blonde". Первые Esquire имели две отличительные детали от своих «последовательниц»:

  • на голове грифа нет ритейнера для первой и второй струн,
  • у гитары вместо трехпозиционного переключателя тембра установлена «органная» кнопка.

Однако, электрогитара Fender Esquire с двумя датчиками, несмотря на то, что не состоялось официального анонса, начала производиться летом того же года. Более того, эта модель была сделана раньше, и только пойдя на поводу у своего дистрибутора Дона Рэндалла, Лео начал выпускать Esquire. А Рэнделл объяснял свое решение тем, что считал модель с одним звукоснимателем более привычной, что помогло бы профессиональным музыкантам и просто любителям быстрее привыкнуть к новой форме «испанской» электрогитары производства Fender. Сам же Лео Фендер придерживался прямо противоположного мнения на данный счет. Однако, вскоре спор двух гениев своего дела утих, т.к. появился другой вопрос, который возник после июльской выставки.

Fender Broadcaster

Надо заметить, что на той выставке 1950-го года никакого фурора новые «испанские» электрогитары Лео не вызвали. Наоборот, конкуренты вовсю соревновались в остроумии, придумывая новому инструменту подходящие клички. Но для представителей компании Fender это был прекрасный шанс понаблюдать за реакцией конкурентов и возможных дилеров.

Скоро обратил на себя внимание такой факт, что у нового фендера нет анкера на грифе. А между тем, это приспособление, разработанного инженерами Gibson, применялось на большинстве гитар. Рэнделл быстро смекнул, что такая прогрессивная деталь необходима новому инструменту от Fender. Однако Лео был убежден, что прочный массивный гриф способен справится с противостоянием натяжению гитарных струн и без помощи анкера. Поэтому вначале Фендер решительно отверг идею Рэнделла.

Споры между партнерами продолжались несколько недель. Однако продажи новых электрогитар не радовали и приносили слишком мало прибыли своим создателям. В итоге Лео Фендер передумал и решил анкер установить. Анкер было решено установить на гитару с двумя звукоснимателями, которая в конце 1950 года официально запустили в производство. Модель получила название Fender Broadcaster. Под слоганом "Новый стандарт электрогитар Fender" в специализированных журналах разместили рекламные вкладки с изображением новой электрогитары. Партнеры были убеждены, что имеют на руках совершенно новаторскую продукцию, поэтому производство сосредоточили на Broadcaster.

Новая модель производилась в большом количестве и стала первой серийной электрогитарой со сплошным корпусом. Broadcaster отличался от своего предшественника цельным кленовым грифом с регулируемым анкером, установленным сзади. Broadcaster из ясеня имеет небольшой канал между карманом для грифа и передним датчиком, чтобы осуществлять регулировку анкера. Круглый ритейнер укреплен Рядом с серебряным логотипом Fender укреплен круглый ритейнер, а седла бриджа были изготовлены из меди. Все винты имели прямой шлиц. Создатели Broadcaster уже готовились пожинать плоды успеха этой модели, как выяснилось, что от этого названия им придется отказаться.

Fender Telecaster

Дело в том, что нью-йоркская компания Fred Gretsch Mfg. Co. в то же время выпускала барабаны с похожим названием — Broadkaster. В феврале 1951 года представители этой фирмы написали в RTEC о том, что именно они являются владельцами этой торговой марки. В пятидесятых годах прошлого века Gretsch имели куда более солидный вес в индустрии производства музыкальных инструментов, нежели молодая фирма Fender. Дон Рэнделл не захотел создавать проблемы и портить отношения между компаниями и рисковать репутацией своей дистрибуторской сети и потребовал изменить название. Подумав и обратив внимание на все большую популяризацию телевидения в Соединенных Штатах, которое победным маршем шагало по стране, было решено сложить два наименования: телевидение и Broadkaster. Так появилась новая марка Fender Telecaster.

Однако, благодаря тому, что прояснение с названием потребовало некоторых временных затрат, а Лео Фендер никогда не был человеком, способным разбрасываться преимуществом, «испанские» электрогитары не стали снимать с производства, а просто обрезали наклейки. Поэтому некоторое время электрогитары выходили просто под маркой Fender. Впоследствии эти модели получили прозвище "No-Caster".

В начале 1951 года года Fender и RTEC возродили производство Esquier с одним звукоснимателем, справедливо полагая, что этот ход поможет расширить ассортимент «испанских» электрогитар. С технической стороны дела обе модели отличались только количеством датчиков и соответствующей электроникой.

В 1951 году Esquier и Telecaster, усовершенствованные новой электроникой и новыми возможностями в плане звучания, были вновь представлены на всемирной выставке в Чикаго. Лео и Дон были убеждены, что у их детищ впереди большое будущее. Однако даже они не могли догадываться, что и более чем полвека спустя Telecaster будет также почитаться и являться одной из самых популярных моделей электрогитар во всем мире. В тот год ими был задана новая планка, которая вызвала революцию в производстве гитар.

C 1951 года Telecaster выпускался во множестве различных вариантов, которые иногда отличались не только простыми косметическими деталями или специфическими технологическими ограничениями. Некоторые имеют между собой из общего только имя и очертания корпуса. За более чем полвека существования Telecaster превратился из одной модели в несколько. Выпускались и именные модели Telecaster: James Burton Telecaster (модель подписана 22 ноября 1989 года), Albert Collins Telecaster, Danny Gatton Telecaster.

В конце 2005 года прославленный блюзмен Buddy Guy обратился в Fender Custom Shop с просьбой сделать лично для него новую гитару в единственном экземпляре. И снова это был Fender Telecaster. Работа по созданию была поручена Юрию Шишкову, который блестяще справился со сложной задачей, создав для Бадди уникальный инструмент. В основу была взята очень редкая модель ’72 Telecaster® Deluxe. Но, копировать полностью ту модель Юрий не стал. Конфигурацию электроники он взял у модели ’72 Telecaster® Thinline с ее более традиционным для Fender стилем: два хамбакера, две ручки регулировки и классический переключатель датчиков.

Joe Strummer Telecaster отличают винтажные датчики Alnico, трехседловый бридж, 3-позиционный переключатель. Для модели выполнили состаривание фурнитуры гитары под ржавчину. Гриф был выполнен с прослойками потертой древесины, за счет чего он очень удобно ложился в ладонь. До седьмого лада гриф практически плоский, что создает иллюзию, будто на гитаре все время играли только эти аккорды. В принципе звучание Strummer Tele ничем не отличается от обычного Telecaster с набором традиционной электроники. Однако этот инструмент является настоящим шедевром.

Fender Stratocaster

Fender Stratocaster появился на свет в начале 1950-ых годов. В создании этого ставшего легендарным инструмента участвовали Лео Фендер, Фредди Таварес и Билл Карсон. По словам Лео разработка новой электрогитары началась в 1951 году, чтобы его компания смогла конкурировать с Bigsby. Компании Fender необходима была гитара с тремоло-системой. До того, как Таварес начал работать на фирму, у них уже имелись наработки дизайна корпуса и грифа, а также новые датчики. Фредди пришел в Fender в 1953 году и сразу получил задание от нового шефа — ему нужно было сделать чертеж Stratocaster.

Сначала прототип первого Stratocaster не был моделью для серийного производства. Однако, чем больше Лео обсуждал детали и идеи для нового инструмента с коллегами и музыкантами, тем более склонялся к тому, чтобы все-таки сделать Stratocaster серийной моделью.

Однако слова Мистера Фендера о начале разработки новой модели вызывают сомнения. То, что происходило в Fender в начале 50-ыхгодах говорит о том, что Stratocaster завладел умами чуть позже. В 1951-1952 годах компания выпускает Precision Bass и стил-гитары Stringmaster. Разработка Stratocaster началась скорее в 1953 голду, что подтвреждает в своих интервью Фредди Таварес.

Длилась работа над новой электрогитарой меньше года, а могла бы закончиться ещё раньше. Все было в новом бридже тремоло-системы, на которую было потрачено более шести месяцев.

Весной 1954 года Fender Stratocaster был представлен музыкальному сообществу. Новая электрогитара была снабжена рядом революционных новинок, самыми радикальными из которых были система "Synchronized Tremolo" и эргономичный дизайн корпуса "Comfort Contour Body".

Также имелись на новой модели регулируемый бридж с шестью независимыми седлами, три звукоснимателя с профилем сердечников, а также гнездо на верхней деке. Концепция нового инструмента отвечала основным принципам компании: максимальная практичность и простота. Как и у предыдущих моделей корпус Stratocaster был выполнен из ясеня, а гриф из клена. В модели использовались ассиметричная голова грифа и простой колковый механизм. Звукосниматели устанавливались на одну пластину, что облегчало процесс ремонта, т.к. любая деталь легко снималась и заменялась на исправный аналог.

Самым интересным и перспективным нововведением в Stratocaster была система Synchronized Tremolo. Дело в том, что в те дни нарастала популярность эффектов с вибрато. Актуальность нового устройства подтверждал и отдел продаж компании, представители которого уверяли, что это сильно повысит уровень продаж.

Основным недостатком тремоло систем тех времен было в том, что они не всегда возвращали строй. Поэтому Лео потратил полгода, чтобы придумать и реализовать устройство, которое избавит музыкантов от этой проблемы. И это ему удалось. Но выявилась новая напасть. Всё было хорошо, кроме отсутствия сустейна. Тогда Лео использовал принцип аптечных весов, в которых в качестве точки опоры используется острая кромка. Идея новой технологии заключалась в том, что струнам не надо было проходить над бриджем, а сам бридж имел опорную кромку.

Второй вариант оказался более успешным, и 30 августа 1954 года Лео Фендер подал заявку на патент для "Тремоло системы для струнного инструмента". Патент был выдан в начале апреля 1956 года.

Ещё одной исключительной новинкой был дизайн новой электрогитары "Comfort Contour Body". Он был разработан с учетом практичности и пожеланий музыкантов. Многие гитаристы жаловались на углы корпуса гитар предыдущих моделей, которые неприятно упирались им в ребра. На новой гитаре появилась выемка на тыльной стороне, что решило проблему дискомфорта. Таким образом, новый инструмент, после поиска баланса и придания окончательной формы корпусу, стала популярной не только из-за своей эргономичности, но и с точки зрения эстетики. Многие называют форму Stratocaster чуть ли не совершенством.

Для Stratocaster Лео Фендер придумал и новый бридж с 6 независимыми седлами, который позволял интонировать струны по отдельности. Ну и наконец, на новую электрогитару были установлены три звукоснимателя.

Ещё одним удобным нововведением стало гнездо, которое расположили спереди. Это позволяло на время поставить подключенную гитару к стулу или стене. И ещё одно новшество — в Stratocaster появился прошедший сквозь годы классический силуэт головы грифа Fender, которая в Telecaster была выполнена в более примитивном виде.

В качестве стандартной отделки в плане цветового решения новой гитары был выбран не светлый блонд, а глубокий санберстовый оттенок. На эту мысль натолкнул отдел продаж, который хотел выделить новую модель на фоне предыдущих. Наиболее простым решением этой задачи был эксклюзивный цвет. В качестве накладки использовался сначала материал с анодированной под золото накладкой, а потом белый пластик. Идея названия была заимствована из модной в ту пору космической темы и запоминающегося окончания "caster".

Полноценное производство Fender Stratocaster началось в начале 1954 года. Первая реклама вышла в апреле того же года. Отгрузки начались с середины мая. Несмотря на то, что новая тремоло-система была очень мощным маркетинговым средством, в 1954 году Stratocaster также продавался и без него. Вариант без вибрато значился в каталоге компании вплоть до 1984 года, несмотря, что его продажи были мизерными.

В первые пять лет Stratocaster изготовлялись исключительно с грифом из цельного куска клена по изобретенной Лео Фендером технологии.

Несмотря на то, что реклама Stratocaster была опубликована в апреле 1954, маркетинг Fender явно хотел проверить реакцию дилеров на выставке NAMM, перед тем как утверждать какой-то график производства. И конечно для отдела продаж было важно набрать как можно больше предварительных заказов. В октябре поступил заказ на 100 экземпляров новой электрогитары, тогда и состоялся запуск основного производства.

В конце 1956 года корпуса Fender Stratocaster стали изготавливать из ольхи. Ясень — более капризная древесина, и из-за увеличившегося спроса компания стала испытывать проблемы с объемами древесины одинаково хорошего качества. Ольха же более доступна и не так дорогостояща. К тому же ольха более однородна по рисунку, что сняло необходимость тщательно подбирать куски древесины.

В том же 1956 году Fender впервые предложила выбор расцветок под заказ. До этого эту услугу оказывали лишь узкому кругу музыкантов.

В конце 1957 года компания представила модель Stratocaster "Deluxe" расцветки "Blond" с 14-каратной позолотой фурнитуры.

Период 1959-1965 годов характеризуют как "До CBS, с палисандровой накладкой", потому что в 1959 году оригинальный цельный кленовый гриф Stratocaster ненадолго поменяли на более распространенный тогда гриф с отдельной палисандровой накладкой. Изменения, привнесенные в конструкцию грифа гитары, немного поменяли и сам характер звучания Stratocaster: были несколько утеряны фирменная яркость и прозрачность.

В 1964 году было решено изменить фирменный логотип компании. На смену привычному «макаронному» лого пришел переходный вариант в золотых тонах. Это было сделано для того, что подчеркнуть новый статус компании, которая из небольшой фирмы превратилась в огромную корпорацию.

5 января состоялась покупка компании Fender холдингом CBS. Решение продать свой бизнес объяснялось расширением фирмы и необходимостью больших финансовых влияний. Fender была продана за 13 млн. долларов.

Основными характеристиками Fender Stratocaster периода с 1965 года по 1971 год были: кленовый 21-ладовый гриф с палисандровой накладкой; большая голова грифа; хромированные колки Fender ; тремоло-система из двух частей с отдельным килем; 3-слойная накладка на корпус; упрощенная форма корпуса; нитроцеллюлозный, а затем полимерный лак.

В начале 1970 года в конструкцию Stratocaster был возвращен цельный кленовый гриф. Также в 1970 году были предложены модели, изготовленные под левую руку. В началу семидесятых Fender изменила технологию производства звукоснимателей. С точки зрения гитаристов, эти изменения ухудшили и внешний вид электрогитары, и её звук. Поэтому, в период CBS начался культ старых моделей Stratocaster. Второе дыхание Stratocaster от крыл не кто иной, как знаменитый Джимми Хендрикс, который стал поклонником этой марки. Джимми имел огромное влияние в музыкальной среде, поэтому его выбор в пользу Stratocaster вызвал новый интерес и поднял продажи. Не малую роль в поднятии репутации Fender сыграли Джордж Харрисон, Эрик Клептон и Ричи Блэкмор.

В 1971 году на Stratocaster появилась система регулировки угла наклона грифа. Её придумал Лео Фендер, который, излечившись от болезни, помогал компании в качестве консультанта. В период до 1981 года внедрились такие новшества: цельнолитой киль тремоло-системы, литые седла бриджа, черная накладка на корпус, 3 сингла с профилированными сердечниками, корпус с уменьшенной выточкой из ясеня.

Anniversari Stratocaster В честь 25-летнего юбилея популярной модели электрогитары в 1979 году была выпущена ограниченная серия Anniversari Stratocaster. Крепление грифа было выполнено на четырех винтах, в отличие от трех винтов стандартных моделей. Также отличительными особенностями стали замковые колки Sperzel и эксклюзивная расцветка «серебряный металлик».

The Strat

В 1980 году компания Fender показала на традиционной выставке NAMM "тюнингованную" модель Stratocaster, названную просто и со вкусом — The Strat. Эта модель была разработана Грегом Уилсоном при поддержке Дэна Армстронга. Они обновили стандартный Stratocaster, объединив классические характеристики электрогитары с современной электроникой. Как и у Anniversari Stratocaster обновленная модель имела гриф на четырех винтах. В The Strat вернулась уменьшенная версия головы грифа, также его оснастили более мощным звукоснимателем и медной фурнитурой. Отличали новую модель и новая схема коммутации, массивный бридж и киль тремоло.

В начале 1981 года CBS предложили Джону МакЛарену и Виллу Шультцу из Yamaha возглавить подразделение музыкальных инструментов. Первый анализ показал плачевные выводы: в отчетах шла речь об ухудшении качества в период CBS, повышении количества брака и жалоб от дилеров, что дало шанс конкурентам захватить часть клиентуры.

Gold Stratocaster

В июне был анонсирован Gold Stratocaster — новая модель электрогитары от Fender. Как и The Strat, Gold Stratocaster не имел большой головы грифа и системы Tilt. Эта коллекционная модель была изготовлена с помощью комбинации использованных в других моделях характеристик и технических решений.

Walnut Strat В том же 1981 году, также в июне, компания выпустила в свет ещё одну коллекционную модель — Walnut Strat. Эта электрогитара была выполнена целиком из черного американского ореха, с цельным грифом, черными крышками датчиков и накладкой. Это была одна из самыз красивых моделей в истории электрогитар.

Vintage Stratocaster

В начале 1980-ых годов при помощи Джона Пейджа компания начала работу над выпуском «римейков» самых лучших моделей эпохи Лео. Старые модели Stratocaster были тщательно изучены, т.к. основной задачей было восстановление их уникальных характеристик и качества. Результатом этой работы стал выпущенный в 1982 году Vintage Stratocaster, первые модели которого были презентованы на зимней выставке NAMM.

Серия Fender Vintage была запущена отнюдь не для того, чтобы в точности копировать гитары. Новые модели выпускались как их современный вариант. Поэтому придирки дотошных «ценителей» старых версий Stratocaster, касающиеся не соответствия по всем параметрам и деталям, просто игнорировались и не принимались в расчет.

Standart Stratocaster

В конце 1981 года Fender с успехом переделали стандартный Stratocaster и, к радости поклонников марки, избавились, наконец, от большой головы грифа и системы Micro Tilt. Также на усовершенствованной модели появился новый черный логотип Fender. Нововведениями стали регулируемый со стороны пятки гриф, профилированный корпус из ольхи, полиуретановый лак с грунтовкой.

Elite Stratocaster

В 1983 году вышла новая серия, получившая название Elite. Модель выходила в трех конфигурациях:

  • Elite Stratocaster с хромированной фурнитурой, палисандровой накладкой или цельным кленовым грифом, в шести стандартных и девяти эксклюзивных расцветках;
  • Gold Elite Stratocaster — такая же модель как и Elite Stratocaster, но с анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми колками;
  • Walnut Elite Stratocaster с корпусом и грифом и американского черного ореха, накладкой на гриф и черного дерева, анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми колками.

Корпус электрогитар серии Elite отличался отсутствием сзади ниши под пружины и маленьким отсеком с крышкой для батареи, питавшей активную электронику. После выпуска серии Elite из каталогов Fender исчезли The Strat, The Walnut Strat и Gold Stratocaster.

Standart Stratocaster II

Standart Stratocaster II вобрал в себя и классику, и наработки, использованные при создании Elite. В гитаре так и осталась маленькая голова грифа, но появились и усовершенствования: современное лого в серебряном цвете; удлиненные хромированные литые седла; тремоло-система Freeflyte; 3 сингла с закрытыми сердечниками; ольховый корпус без ниши под пружины. Новый стандарт Stratocaster имел и некоторые ощутимые недостатки: гнездо сверху и одну ручку регулировки тембра, а окраска была представлена только в четырех цветовых оттенках.

Фабрика в Фуллертоне была закрыта в 1985 году. В июне частная компания Fender Musical Instruments Corp. (FMI) перенесла свою штаб-квартиру в Бри и нашла новое место для своего производства, которым стал город Корона. В этот период FMI полагались только на продукцию Fender Japan.

Именные модели выпускались со многими знаменитостями, плодами сотрудничества с которыми стали эксклюзивные модели Clapton Stratocaster, Malmsteen Stratocaster (вариация на тему ольховых Stratocaster 1956 года), Cray Stratocaster, Ritchie Blackmore Stratocaster, Eric Johnson Stratocaster и другие.

 

1 февраля 2012 08:11

Понравилась статья? Да 22 / Нет 3

Комментарии, отзывы, мнения



Выбрать файл

Бодя: ID: 1169 05/03/2015 10:55

Спасибо за хорошие советы.
Первый раз покупаю себе гитару Hohner. Заказал её на http://orangemusic.com.ua/ . Жду не дождусь её)

Понравилось? Да 0 / Нет 0