Не повторяется только наскальная живопись
На первый взгляд — это спорное утверждение. В древних наскальных рисунках первобытные люди повсеместно изображали схожие сюжеты с участием животных и людей, не смотря на то, что контактов между художниками разных племен, живших в разных, далеких уголках нашей планеты не могло быть, а значит художники не могли заимствовать друг у друга. Почему же рисунки повторяются?
Вопрос в том что считать живописью. Первобытные рисунки в большинстве своем схематичны. Олени, лошади, люди изображались плоско и просто. Причины схематичности кроются в предназначении рисунков. На скалах мы видим не холст художника, а план охотника, в котором указано что и как нужно делать людям сообща, чтобы охота прошла удачно. Иными словами, мы видим первое иероглифическое письмо, несущее информацию, передающее понятия, слова, а не художественные образы. Данные слова как раз и повторяются то тут то там в разных регионах мира.
Тем не менее, среди множества наскальных рисунков, выделяются и неповторимые произведения искусства, более продвинутые в плане технического исполнения изображения. Такие как изображения животных в пешере Шове во Франции, где художник постарался передать уже не слова посредством символики, а конкретные сложные визуальные образы. Подобные рисунки можно считать уникальными.
К чему весь этот разговор про первобытные пещеры и скалы? Как уже было сказано, в те далекие времена художники, живущие в разных местах, могли рисовать и не повторять друг за другом. Сейчас же мы живем в эпоху визуального самокопирования, диктующую модные и рыночные рамки всем арт-исполнителям без исключений. Большинство работ, которые сейчас создаются (даже в эту секунду!), опираются на плечи предыдущих успешных и не очень произведений.
Причины самокопирования визуальных образов
Причиной можно считать некое глобальное свойство информации как таковой. Информация распространяется и хранится в головах людей. Для того, чтобы ей распространяться, необходимо, чтобы один человек смог её передать другому, то есть скопировать. Например, человеческая система обучения построена на копировании. Детей заставляют зубрить, учить, повторять, и чем лучше вы воспроизведете, уже существующее, тем больше будет похвалы. И тут мы подходим к мотивации изобразительного копирования в обществе. Денежная мотивация заставляет художника заниматься ремеслом, делать что скажут, использовать уже удачный общепризнанный художественный ход, приносящий доход. Интернет, телевиденье, СМИ — иными словами легкодоступность информации, улучшает копировальное воспроизведение. Чем удачнее медиапродукт, тем больше у него подражаний. Ярким примером коммерческого воспроизведения может послужить аниме-индустрия.
***
Вообще, стоит отметить, что авторы первых семи серий аниме-адаптации манги Кота Хирано «Хеллсинг» на пять баллов отличились в заимствовании европеоидных сюжетов, персонажей, а главное — визуального ряда. Средневековые вампиры, марвеловская Росомаха, то есть Александр Андерсон, и многие другие визуальные заимствования — как раз по их части.
Алукард? Казалось бы, причем тут Джеймс Бонд...
+
=
Ну вы понимаете...